Как объединить маски в after effects

Обновлено: 03.07.2024

mask-modes

Важная тема, которую просто необходимо знать и понимать (особенно новичкам). Наложение масок (режимы масок) позволяют контролировать взаимодействие масок между собой в одном слое. Конечно в основном, можно обойтись add-subtract режимами, но вопросы "а что делает режим lighten/darken?" периодически остаются открытыми.

По умолчанию все рисуемые маски создаются в режиме наложения "Add". Вы можете поменять режимы наложения любойсозданной маски, но не сможете анимировать их, также как и проставить кейфреймы или выражения к режимам масок.

Выбрать режим маски можно справа от названия (номера) маски:

mode-add

Первая маска, которую вы создаете, взаимодействует с альфа-каналом слоя. Каждая дополнительная созданная маска взаимодействует с другими масками над ними в порядке расположения на таймлайне. Используя режимы масок, можно создавать сложные элементы с разной прозрачностью:


Картинка вверху это пример наложения масок, примененных к обычной круглой маске.

A. Оригинальные маски. B. Режим None C. Add D. Subtract E. Intersect F. Lighten G. Darken H. Difference

Режимы масок:

Режим без влияния на альфа канал слоя, иными словами без наложения. Эта опция полезна когда вам не нужны сами маски, а используются например эффекты Stroke, Fill, или для использования пути Mask Path для текстового слоя.

Режим добавления, то, что выделено маской остается видимым, область вне выделенной зоны - альфа канал

Режим вырезания, как уже понятно из названия, то, что выделено маской вырезается. Опция полезна когда необходимо создать "дырку" в слое.

Режим пересечения. Сам по себе похож на режим добавления, но в основном используется для связывания нескольких масок. В режиме пересечения, в области где маска пересекается с другой, образуется новая непрозрачная область, остальное - альфа канал.

Режим "светлый" - использование маски в которой при пересечении с другой маской используется максимальное значение прозрачности. Удобно если разные маски при таком наложении имеют разную прозрачность слоев (редко встречается, но например в ротоскопинге достаточно часто используется.)

Режим "темный" - аналогичный режим светлому, в котором использование маски в которой при пересечении с другой маской используется минимальное значение прозрачности. Удобно если разные маски при таком наложении имеют разную прозрачность слоев (редко встречается, но например в ротоскопинге достаточно часто используется.)

Режим "разница". Область между двумя пересеченными масками остается видимой, остальное вырезается. Работает в связке с другой маской, с другим наложением.

2. Смена кадров путем "улетания" предыдущего кадра.


Сделал На верхнем слое 2 маски пером, при этом
- видны и остатки верхнего-зеленого (с масками) и нижележащий слой
- после выделения точеке аски, маски можно двигать.

Но почему то нижний слой просвечивает сквозь верхний, а так не должно быть.

1. Как убрать эту странную просвечиваемость?

2 Есть ли другие (лучшие?) варианты сделать на верхнем слое 3 маски, они двигаются независимо др от др. Видны и остатки верхнего-зеленого
(с масками) и нижележащий слой ?

Вложения

25.11.jpg

AEplug

Мастер
На скрине не видно ничего подозрительного - все именно так как настроено.

Андрей Жуков 145934

Активный участник

Здравствуйте уважаемый AEplug!

Я смотрел почти все ваши уроки, в том числе, "Все о масках в After Effects (Track Matte и другие) - AEplug ".
Вы демонстрируете тот же результат путем использования несколько слоев с одной маской на каждом. Повторить технику не получилось.

AEplug

Мастер
Такое не векторными масками на одном слое делается, а создается композиция с анимацией объектов шейпами и применяется как Track Matte допустим на то что сверху
А то и вообще без Matte можно, если инвертировать альфу. Сразу слой готовый.

Андрей Жуков 145934

Активный участник

Прошу пояснить, а то яндекс не очень помог понять ваш совет.
Анимация объектов шейпами - это способ работы для создания и анимации нескольких масок, через которые виден нижележащий слой или способ сделать видеопереход как в видео-образце?

Что это за техника "маска + шейп", нужно шейпировать маску или маскировать шейп? Какие объекты надо шейпировать?
Посоветуйте уроки анимации объектов шейпами

Андрей Жуков 145934

Активный участник
Шейп - это фигура, созданная тем же пером, только не на лое с солидом, а на созданном слое шейп-лейер.
Потом надо сделать из такой фигуры маску для нижележащего слоя применением Track Matte к нижележащему слою?

Андрей Жуков 145934

Активный участник

AEplug

Мастер
Все это уже разжевано 10 лет назад в интернете. Я понимаю, что хочется всего и сразу. Но лучше посмотреть (перед тем как делать) какие-нить базовые уроки. Кучу вопросов решат, и сейчас и в будущем.

Андрей Жуков 145934

Активный участник

AEplug

Мастер

Андрей Жуков 145934

Активный участник

Что такое Handy Seamless Transitions Pack .

Андрей Жуков 145934

Активный участник

"Handy Seamless Transitions | Pack & Script - представляет собой набор видео-переходов, которые могут помочь сделать ваше видео визуально интересным и удивительным!"

Ладно, попробую найти и применить.

Нижайше прошу подсказкууу

Андрей Жуков 145934

Активный участник

Скачал, начал установливать по рекомендуемой схеме:
Установка скрипта:
1. Скопировать папку "HST Script" (она в папке "Scripts") по адресу: C:\Program Files\Adobe\Adobe After Effects CC 2017\Support Files (путь изменяйте сами в соответствии со своей версией AE)
2. В папке "fix" лежит UnLoockHSTscript, его закидываем в C:\Program Files\Adobe\Adobe After Effects CC 2017\Support Files\Scripts
3. Запускаем AE
4. "Файл"->"Сценарии"-> выбираем UnLoockHSTscript
5. Запускаем непосредственно HST Script, выбрав "Окно" -> "Расширения"-> Handy Seamless Transitions

Проблемы:
1. Пункт 5 не могу сделать - в моем англоязычном АЕ в "Окно" нет никаких "Расширения"-> Handy Seamless Transitionsнет
Т.е. автоматическая установка не возможна. Доступно только использование переходов в "ручном режиме"

2. Импортирую файлы переходов "Handy_Seamless_Transitions_1280x720" в проект с теми же размерами, перетаскиваю на таймлайн и вижу КАКУ.

Что это за черный экран на заднем фоне. Почему эффект выглядит иначе.

Как это понять? Что делать??

Даже у мальцов все получается

Данная статья описывает создание и использование масок в АЕ и рассчитана на тех, кто делает первые шаги в освоении постобработки и композитинга изображения. Вы научитесь создавать, редактировать и анимировать форму маски, узнаете об основных принципах функционирования описываемого инструмента. Всё нижеизложенное предполагает использование версий АЕ 6.0 и выше. Автор статьи опирается исключительно на собственный опыт и заранее приносит извинения за возможную неточность формулировок по сравнению с хрестоматийными описаниями тех или иных свойств и функций.

Для начала определимся с назначением и основными свойствами масок. Итак, маска может быть замкнутой (закрытой) или незамкнутой (открытой).

Замкнутая маска представляет собой геометрическую фигуру произвольной формы, первая точка которой совпадает с последней. Применив такую маску к слою, вы делаете прозрачной область изображения, лежащую вне маски.



Можно инвертировать действие маски, то есть, сделать прозрачной область внутри фигуры. Для этого нужно открыть доступ к параметрам маски, щёлкнув на треугольнике слева от имени слоя на Timeline, а затем на треугольнике слева от слова Masks — откроются основные свойства маски.

Примечание: для ускорения доступа к свойствам маски на Timeline достаточно дважды нажать клавишу "M" при выделенном слое — откроются свойства всех масок, находящихся на данном слое.

Поставив флажок в поле «Invert», вы смените действие маски на противоположное.



Таким образом, можно исключить из изображения какие-то объекты (предварительно решив, как заполнить образовавшиеся пустоты), либо удалить всё, кроме интересующего элемента картинки (например, отделить объект от фона).

Создать замкнутую маску можно несколькими способами.

а) командой главного меню

В этом случае вы получите принятую по умолчанию прямоугольную маску по всему периметру слоя.


в) Выбрав на панели инструментов Tools инструмент Restangular mask tool или Eleptical mask tool и просто растягивая рамку по изображению, удерживая левую кнопку мыши. Несложно догадаться, что при первом выбранном инструменте маска получится прямоугольной формы, а во втором — овальной. При необходимости создать квадратную или круглую маску, необходимо удерживать клавишу Shift при растягивании рамки создания маски на изображении.


с) Выбрав на панели инструментов Tools инструмент Pen, нарисовать маску произвольной формы. Этот способ создания масок полностью идентичен рисованию кривых одноимённым инструментом в Photoshop. На панели инструментов Tools инструмент Pen имеет выпадающий список: собственно Pen, а также два аналогичных инструмента со знаками + и -. Всё достаточно просто — инструмент Pen+(Add vertex tool) добавляет новые точки, а Pen- (Delete vertex tool) удаляет существующие. Инструмент со знаком уголка (Convert vertex tool) служит для конвертации существующей точки маски из углового состояния (то есть, когда линия маски имеет излом в этой точке) в состояние кривой Безье, когда форму маски при прохождении через вершину можно редактировать с помощью векторов. Небольшое дополнение: вершина маски может иметь два состояния — выделенное и не выделенное. Перемещать и производить иные действия с вершинами можно только при их выделенном состоянии. Для выделения вершины достаточно щёлкнуть на ней курсором. Выделять вершины по очереди можно, удерживая Shift, также возможно выделение нескольких вершин при помощи растягивающейся рамки. Для того чтобы выделить маску целиком, то есть все её вершины, достаточно щёлкнуть мышью на параметре Mask Shape на Timeline.



На рисунке выше левая верхняя точка конвертирована из угловой в Безье при помощи инструмента Convert vertex tool. Повторный щелчок на этой вершине привёл бы её в исходное состояние. Обратите внимание, что именно эта вершина является в данном случае выделенной, и имеет вид затонированного квадрата, при этом все остальные вершины не выделены и имеют вид квадратной рамки. Если выделить несколько вершин и щёлкнуть на любой из них инструментом Convert vertex tool, то изменения претерпят все выделенные вершины.

Таким образом, чтобы на имеющемся изображении оставить только машину, её необходимо точно по периметру обвести маской. Для этих целей целесообразно увеличить изображение до 200-400% (клавиши ) в окне Monitor и развернуть его на весь экран. Чем больше будет точек, тем точнее будет выделение объекта, но большое количество вершин имеет также и свои минусы, о чём вы узнаете позднее.



Рассмотрим основные свойства маски, доступные как на Timeline, так и в главном меню программы Layer>Mask.


Рядом с названием Mask1 имеется жёлтый (по умолчанию) квадрат. Это цвет линии вашей маски. В большинстве случаев жёлтый цвет достаточно контрастно смотрится на изображении, но если вы попытаетесь создать маску на похожей по цвету или просто белой картинке, то увидите, что жёлтый цвет маски неплохо бы сменить, например, на чёрный. Для этого достаточно щёлкнуть на желтом вышеописанном квадратике и в появившемся диалоговом окне указать нужный цвет.

В этой же строке чуть правее находится выпадающий список режимов взаимодействия масок с изображением и между собой. По умолчанию любая новая маска имеет режим функционирования Add. Мы не станем подробно останавливаться на каждом из них, отметим лишь, что если у вас на слое присутствует несколько масок, то при их пересечении целесообразно сменить режим Add на Intersect и поэкспериментировать с флагом Invert для достижения необходимого результата. Режим None отключает воздействие маски на слой и используется при ещё одной форме использования масок, о чём будет сказано ниже.




Щелчок мышью на параметре Shape открывает диалоговое окно с координатами габаритного контейнера маски и возможностью выбрать (изменить) её форму. Автор статьи не может припомнить ни одного случая, когда бы это окно оказалось полезным.


Mask Feather отвечает за размытие границ маски. Если вы отделяете объект от фона, например, то размытие 1-5 пикселей поможет сгладить неточности вашей маски и придать реализм комбинированному изображению, поскольку при обычной съёмке границы объектов крайне редко бывают настолько резкими, насколько позволяет сделать применение маски. Существует возможность выбирать направленность размытия — по оси X, Y или по обеим осям, что бывает полезно при добавлении к изображению декоративных элементов. По умолчанию направления размытия X и Y связаны между собой, и для того, чтобы иметь возможность регулировать их отдельно, необходимо снять флажок блокировки.



Mask Opacity отвечает за непрозрачность той части изображения, которую вы с помощью масок оставили видимой. Mask Expansion позволяет сузить или раздвинуть контур созданной маски.


Все перечисленные параметры допускают анимацию. Необходимо отметить ещё одну возможность редактирования формы маски. Нажав Ctrl+T при выделенной маске или дважды щёлкнув мышью точно на её линии, можно получить доступ к редактированию так называемого габаритного контейнера маски. С его помощью можно вращать, перемещать или скалировать всю форму маски целиком.


Теперь рассмотрим способ анимирования масок. Анимированная маска — это маска, форма (и/или другие параметры) которой меняется с течением времени. Следует отдельно отметить, что параметр Mask Shape отражает не только изменение, собственно, формы маски, но и положение её в 2d пространстве. То есть, если просто перетащить маску на новое место, не меняя её формы, то это действие также фиксируется параметром Mask shape. Как и подавляющая часть анимаций в АЕ, анимация маски в обычном случае реализовывается при помощи ключевых кадров.

Допустим, необходимо отделить проезжающую машину от фона для того, чтобы вставить её в другое окружение.


Машина движется, поэтому нам необходимо анимировать форму маски. Итак, в первом кадре обводим объект линией с помощью инструмента Pen, формируя замкнутую маску. Для того чтобы все дальнейшие изменения формы маски фиксировались программой автоматически, первый ключевой кадр необходимо выставить вручную. Для этого надо просто нажать на изображение часов рядом с параметром Mask Shape.


Теперь, если изменить форму маски в любом кадре на Timeline, то ключевой кадр в этом месте будет создан автоматически. Переместимся на пять кадров по Timeline. Объект в кадре переместился — соответственно, необходимо подкорректировать форму маски. Вот тут станет понятно, что обилие вершин в маске не слишком хорошо сказывается в решении нашей задачи. (В приведённом примере под слой с маской подложено оригинальное изображение для наглядности).


В данном случае интересующий нас объект не меняет своих очертаний, а просто перемещается в кадре, поэтому можно попытаться редактировать форму маски в каждом 5-м кадре. (При отделении от фона постоянно меняющего форму объекта, например, жестикулирующего человека, у вас не будет другого выхода, кроме как редактировать форму маски в каждом кадре).


Таким образом, форма маски будет претерпевать изменения от одного ключевого кадра к другому. На всякий случай проверьте, совпадает ли форма маски и форма отделяемого объекта между ключевыми кадрами, и при необходимости поправьте маску. Не забывайте, вершины можно перетаскивать группами, конвертировать в Безье, добавлять новые и удалять ненужные.

Примечание: Если попытаться удалить какую-то вершину в любом месте, кроме первого ключевого кадра, то вы увидите предупреждение, суть которого в том, что вершина будет удалена из всего процесса анимации маски, то есть её удаление повлечёт за собой непредвиденное изменение формы маски. Чтобы этого не произошло, необходимо в окне Preferences, на вкладке General снять флажок. Это исправит эту проблему, и вершина будет удаляться только на определённом ключевом кадре.



После того, как форма маски будет точно совпадать с формой машины на протяжении всей анимации, останется согласовать перспективу и сделать тень от машины. Всякому, кто проделает описанный процесс до конца, станет очевидно, насколько это кропотливое и долгое занятие. Следует отметить, что в профессиональной деятельности такой приём используется крайне редко — только когда нет возможности заменить или переснять подобную сцену с учётом последующего кеинга. И вовсе не оттого, что это долго или сложно — просто самое тщательное отделение объекта с помощью маски заведомо хуже, чем съёмки с использованием хромакея и последующим отделением объекта по цветовому признаку (кеинг). Чаще используется так называемый комбинированный кеинг, когда часть объекта отделяется от общей картинки по цветовому признаку, а часть — масками. Это тема отдельной статьи, поэтому здесь данное решение не будет затронуто.

Из всей обширной сферы применения замкнутых масок мы остановимся на влиянии какого-либо фильтра не на всё изображение, а на ту его часть, что выделена маской.

Итак, исходное изображение. Предполагается, что один мыльный пузырь будет светиться, от второго будут исходить лучи, а на третьем будут сымитированы линзовые блики. Таким образом, нам необходимо четыре одинаковых изображения — по одному на каждый шарик и ещё одно, исходное, в качестве подложки (если бы ко всем мыльным пузырям применялся один и тот же фильтр, то хватило бы и двух изображений). Чтобы продублировать слой на Timeline, достаточно выделить его и нажать Ctrl+D.


Необходимо создать вокруг каждого шарика маску круглой формы. На приведённом ниже рисунке все маски для наглядности сделаны на одном слое, на самом же деле, если мы хотим, чтобы каждый мыльный пузырь «вёл себя» по-разному, то каждую маску нужно рисовать на отдельном дубликате слоя, предварительно выделив его. Четвёртый слой остаётся нетронутым.

Примечание: если вы работаете с многослойной композицией, то перед тем, как начать создавать маску, обязательно уточните, какой слой является в данный момент выделенным, и, при необходимости, выделите нужный. Рисование маски происходит на выделенном слое.


В данном случае использована статичная картинка, и маски не требуют анимации. Если же использовать видео, то маски надо анимировать сообразно движению мыльных пузырей. В задачах данной статьи нет описания применения фильтров, поэтому будет описан лишь принцип. Если отключить видимость нижнего слоя, то должна получиться такая картинка. Причём, каждый шарик — отдельный слой.


Принцип этого метода заключается в том, что фильтр применяется лишь к части изображения, выделенного маской. При использовании в качестве подложки исходной, не тронутой изменениями картинки получается комбинированное изображение, где действие фильтров ограничено регионами масок. В данном случае к каждому слою с отдельным шариком были применены соответственно BCC Glint, Trapcode Shine и Sipphire Glow.

Параметры этих фильтров также анимируемы и при использовании видеофрагмента картинка получилась бы довольно зрелищная.


Теперь рассмотрим, что же такое незамкнутая маска. Это, по сути, просто траектория, не оказывающая сама по себе никакого влияния на изображение. Незамкнутые маски используются при применении некоторых фильтров, как путь использования для действия эффекта. Примером может служить фильтр Stroke, формирующий линию на изображении по пути маски, плагин Reflex — морфинг видеоизображения, также в своём действии опирающийся на незамкнутые маски, анимированный текст, путь анимации которого проходит по незамкнутой маске, и некоторые другие фильтры.



Любую незамкнутую маску можно превратить в замкнутую посредством установки флажка рядом с командой Closed главного или контекстного меню. В этом случае между двумя крайними вершинами возникнет линия, и маска превратится в замкнутую, то есть, станет оказывать влияние на изображение. Возможно и обратное преобразование, когда закрытая маска превратится в открытую, только предварительно нужно выделить две вершины, и при снятии флажка Closed маска откроется между ними.


Любая маска может быть скопирована в буфер обмена и вставлена в другой слой. Если необходимо скопировать все параметры маски, то следует выделить их на Timeline перед копированием. В случае выделения только имени маски скопируется лишь её форма. Маску можно блокировать, установив замок слева от её имени. Эта функция бывает незаменимой, когда на слое несколько пересекающихся масок, требующих редактирования. Дублирование маски производится точно так же, как и дублирование слоя — Ctrl+D.

Напоследок будет приведён пример одного из нестандартных методов применения маски. Если скопировать в буфер обмена форму маски (именно форму — выделенную строку Mask shape) и вставить затем в выделенный параметр Position другого слоя, то для последнего слоя будет создана анимация движения по пути-маске с числом ключевых кадров, равным количеству вершин в маске.

Вспомнить случаи, когда подобный фокус применялся, нетрудно. Многим незамедлительно вспоминается сцена из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в которой двоих замотанных в смирительные рубашки царей демонстрируют их потенциальной супруге. Конечно, в то время, когда снимался и монтировался этот фильм, никто не слышал о какой-либо цифровой обработке видео. Все делалось исключительно ножницами и терпением — желающий может лично убедиться в легкой неестественности движений головы царя, стоящего в кадре слева. Особо заметен факт монтажа, если в движении присмотреться к месту сочленения головы с телом — все говорит о том, что, на самом-то деле, в кадре находится лишь один настоящий Иван Васильевич (справа), второго царя (слева) играл безымянный статист с маленькой головой :), которую впоследствии заменили императорской.


С наступлением века цифровых технологий этот ставший популярным трюк встречается практически везде: в художественных фильмах, научно-популярных передачах, в клипах на современные песни. Ярким примером удачно выполненного эффекта можно считать сцену из фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Помните, как полчище Астериксов с Обеликсами бежит из пещеры, где их напоили волшебным зельем, которое многократно клонирует употребившего напиток? К сожалению, данный пример насколько хорош, настолько и сложен: его практически невозможно воспроизвести в домашних условиях. Эти многочисленные Астериксы с Обеликсами были сняты множеством дублей в специально оборудованной для этого студии на зеленом или синем фоне.


При этом одно только освещение, выставленное в такой студии, по стоимости вполне может сравниться со стоимостью всего остального оборудования. Правильно поставленный свет играет ключевую роль при дальнейшей chromakey-обработке видео, когда заданный цвет (зеленый или синий) программно исключается из кадра. Представляете, как равномерно должно быть освещено полотнище (само по себе, кстати, очень недешевое), находящееся позади объекта съемки? Кроме того, освещение самих объектов, и угол, под которым камера их снимает, должны быть идентичными в каждом из дублей. Конфуз получится, если в одном и том же кадре будут присутствовать объекты, снятые под разным углом, а вдобавок и освещенные с разных сторон — грубая подделка станет заметной даже человеку, мало знакомому с понятием комбинированной съемки.

Еще более осложняется задача, если по замыслу режиссера камера движется. Здесь в бой вступают дорогущие комплексы, представляющие собой автоматизированные механические краны и тележки, запоминающие и с исключительной точностью воспроизводящие траекторию движения камеры.

Можно, конечно, арендовать на несколько часов студию с нужными задниками и освещением — но реально ли это, ведь мы создаем лишь любительский фильм. Давайте попробуем обойтись без всего вышеперечисленного: без катастрофических переделок комнаты, выделенной под студию; без трат на осветительные приборы и ткань нужного цвета (любой материал более-менее однородного цвета тут не подойдет: ткань должна быть матовой и немнущейся).

Все, что нам понадобится, — это объект съемки и его привычное окружение. И снимать мы будем одним-единственным дублем.

Итак, пусть в качестве подопытного выступаете вы сами (здесь и далее мы будем представлять, что в кадре — именно вы). Заранее распланируйте, в каких местах кадра вы будете находиться, расставьте предметы мебели так, чтобы во время съемки ничего не задеть, случайно изменив местоположение какой-нибудь чашки или листка бумаги. Самая непримечательная мелочь может вылиться в коварную ошибку, которая испортит результат.


Укрепив камеру на штативе, включите запись и, стараясь не задеть никаких предметов, посидите немного на одном из кресел, не очень сильно отклоняя корпус и не размахивая руками. Чем естественнее ведет себя в кадре человек — тем больше верит ему зритель. Теперь аккуратно переместитесь в другое место, а затем — в третье. Если хотите придать большую оригинальность создаваемой сцене, попробуйте бросить пару реплик своему будущему клону, а затем, пересев на его место, не забудьте согласно кивнуть. Получится этакий диалог, что сделает трюк максимально убедительным. Если вы проводите съемку в помещении с окнами, то не стоит растягивать удовольствие от съемки. Все нужно проделать быстро, пока не сменилось освещение (опять этот коварный свет!). Если промедлить, то, вполне возможно, что вы получите видео, уровень освещенности в котором разный. В этом случае все придется начинать сначала, ведь разные по освещенности сцены крайне трудно будет слить воедино: места склейки по-разному освещенных участков сразу привлекают внимание.


Это всё! Остается лишь перенести снятое видео на жесткий диск, и приниматься за работу. А проводить мы ее будем в программе Adobe After Effects CS3 Professional (если у вас в наличии иная версия программы — это несущественно; инструменты, с которыми мы будем работать, появились в After Effects еще в давние времена ранних версий).

«Правила хорошего тона» требуют предварительно разбить получившийся файл на сцены одинаковой длительности, в каждой из которых будущий клон находится в определенном месте кадра. Давайте забудем правила, предварительная разбивка в нашем несложном случае — напрасный труд. Убедитесь, поддерживает ли After Effects данный тип файла, а затем импортируйте его в копилку программы.


Как видно на рисунке выше, копилка пуста, за исключением только что импортированного файла. Опять же — не страшно. Необязательно вручную создавать новую композицию, стараясь «попасть в точку» — соблюсти нужную продолжительность композиции, размеры и соотношение сторон кадра, их частоту. Программа автоматически создаст композицию с точно отвечающими импортированному видеофайлу параметрами, стоит лишь перетащить его из копилки проекта и бросить на таймлинию.


Итак, теперь в вашем распоряжении — непаханое поле деятельности, представляющее собой таймлинию с расположенным на ней видеофайлом. Первая из задач — найти начало и окончание сцены, когда человек в кадре находится в одном (первом) положении. Передвигая ползунок, найдите нужный момент, и, зацепив курсором мышки за левый край клипа (курсор должен приобрести вид двух расходящихся в стороны стрелочек), сдвиньте его вправо, установив границу в месте нахождения ползунка. При этом работу можно упростить, заставив передвигаемую границу «примагничиваться» к ползунку — держите нажатой клавишу Shift.


Таким же образом найдите окончание данной сцены, передвинув в нужное место ползунок и так же сдвинув к нему правую границу клипа.


Первая заготовка есть! Снова перетащите из копилки проекта видеофайл, и бросьте его выше (или ниже — пока это неважно) уже имеющегося. Проделайте ту же операцию с поиском начала/окончания сцены, когда человек в кадре находится уже в следующем месте, снова ограничив клип слева и справа. И, наконец, в третий раз перетащите на таймлинию видеоклип из копилки проекта, повторив те же привычные операции. В итоге получится примерно такая картина:


Как видим, на таймлинии по порядку расположены клипы (сплошной светло-зеленый цвет), границы активности которых отмечают моменты начала/окончания нужных сцен (более насыщенный зеленый цвет). Пробелы между выбранными сценами — это время, когда объект съемки пересаживался с одного кресла в другое, эти кадры нам уже не понадобятся. Каков будет следующий шаг? Разумеется, нам необходимо совместить эти сцены, выстроив их не по порядку, а одну над другой. Зацепив мышкой верхний клип (не за край, а за его середину), сдвиньте его влево, в самое начало таймлинии — не забывайте при этом удерживать Shift для «примагничивания» клипа. То же проделайте с остальными клипами.


По окончании выстраивания необходимо выровнять продолжительность клипов, сравняв правые границы сцен. Для этого зацепите правую границу нужного клипа, и, удерживая Shift, передвиньте ее вровень с границей самого короткого клипа (в данном случае — верхнего). Теперь пора определить, какой из клонов находился во время съемки ближе всего к камере, не перекрывает ли одна фигура другую. Определили? В таком случае, расположите клипы так, чтобы дорожка с самым дальним от камеры объектом находилась в самом низу таймлинии, играя роль фона. Ближайший к камере объект должен лежать в самом верху иерархии клипов. Ничего сложного: на рисунке далее видно, что плечо близнеца, сидящего справа, перекрывает спинку кресла, находящегося на заднем плане. Следовательно, эту дорожку и нужно поднять выше. Однако простым перетаскиванием переместить треки вверх или вниз не получится. Придется сначала вырезать выбранный и выделенный трек (Ctrl+X), а затем, выделив нижний, вставить (Ctrl+V). Любой трек при вставке его на таймлинию командой Paste (Ctrl+V) всегда помещается поверх выделенного, следует это помнить. Если ни один из треков не был выделен, то вставляемая дорожка окажется в самом верху таймлинии. Теперь сцены расположены так, как нам требовалось.


Настала ключевая фаза работы — исключение ненужного фона из клипов, лежащих поверх основного клипа. За основной клип мы примем тот, на котором объект съемки находится на наибольшем удалении от камеры — в нашем случае это сцена, где будущий клон сидит за монитором в центре кадра. Начнем мы с клипа, находящегося на самом верху таймлинии. На всякий случай (во избежание досадных ляпов), заблокируйте от любых изменений две нижние дорожки, для этого щелчком мыши поставьте замочек в соответствующих служебных полях треков.


Пора обратить пристальное внимание на инструмент Pen Tool, вызываемый клавишей G (многократное нажатие этой клавиши изменяет характеристики Pen Tool, все они подробно описаны в упоминавшейся статье).


Выделите оставшуюся незаблокированной верхнюю дорожку и передвиньте ползунок в самое ее начало (или нажмите клавишу Home). Перейдите в окно Composition и начинайте рисовать маску, щелкая в нужных местах кадра левой кнопкой мыши.


Каким образом создавать маску — решать вам, для каждой сцены могут быть свои правила или рекомендации. В данном случае целесообразнее всего проводить границу маски вдоль контрастных объектов: крышки стола, края жалюзи и т.п. Все равно в течение всей сцены эти объекты неподвижны — почему бы этим не воспользоваться? А контрастная граница, вдоль которой проходит маска, может спасти положение, если освещенность сцен различна (добиться идеально схожей освещенности в домашних условиях практически невозможно). Представляете, как отчетливо будет видна граница перехода от одного клипа к другому, если эта граница проходит по ровно окрашенной стене?

Нарисовав маску, замкните ее (это произойдет автоматически, если последний щелчок мыши сделать на первой ее вершине). Мгновенно вся остальная часть кадра, не вошедшая в маску, исчезнет, и вы увидите.


Просто, не правда ли? С верхним клипом мы разобрались, здесь больше не потребуется никаких изменений, ведь в течение всей сцены ни один объект не перемещается за пределы созданной маски. «Заприте» трек с обработанным клипом, и принимайтесь за вторую по счету сцену.


Здесь мы впервые сталкиваемся с серьезной проблемой: человек, сидящий в правой части кадра и делающий записи, постоянно шевелится, ворочая книгой и поигрывая авторучкой. А в некоторые моменты он своими движения даже перекрывает фигуру человека, сидящего за компьютером, а ведь тот, в свою очередь, также двигается! Что поделать, придется рисовать маску, у которой будет большое количество вершин, помогающих наиболее точно отсечь лишнее. Конечно, для такой тонкой работы придется постоянно увеличивать/уменьшать масштаб отображения картинки в окне Composition и перемещаться в разные места кадра. Здесь окажется удобным изменение значения масштаба простым вращением колеса мышки. Если нажать и удерживать клавишу Space (пробел), то курсор временно превратится в пиктограмму руки — теперь, пока пробел нажат, двигайте картинку в любую сторону. Через несколько минут такой работы вы наверняка приобретете необходимую сноровку, и перестанете задумываться, как бы вам добраться до невидимой части кадра, чтобы продолжить рисование маски.


В итоге мы получим такую пугающую при первом взгляде картину:


Да, разобраться в таком количестве вершин маски непросто. Но наберемся терпения, ведь настала пора анимировать эту маску. В отличие от прежних версий After Effects, параметр, отвечающий за анимацию маски, теперь называется Mask Path (маршрут, путь) — в ранних версиях программы этот параметр назывался Mask Shape (форма, фигура). Чтобы включить анимирование маски, разверните иерархию параметров дорожки, последовательно пощелкав мышкой по стрелкам, и нажмите кнопку с изображением стрелочных часов. Кнопка утопится, став активной, а на таймлинии автоматически создастся первая ключевая точка — ромб желтого цвета.


Приступаем к анимированию. Передвиньте ползунок на двадцать-тридцать кадров вперед, и взгляните — не скрылась ли рука пишущего клона за границами маски? Так и есть, скрылась, а вместе с ней и часть записной книжки с авторучкой (рис. 1 и 2, соответственно).


Срочно исправляем — активируйте инструмент Selection Tool (V), и, ухватив одну из вершин маски, переместите ее на новое место. Вслед за ней — следующую, и так далее по порядку. Если вам мешает задний план — сделайте его невидимым, снимите пиктограмму глаза со служебного поля нижнего трека.


Не перепутайте вершины местами: если одна из вершин раньше находилась в районе сгиба записной книжки, то пусть она так и следует за этим сгибом, словно приклеенная. На рисунке далее виден результат такого перемещения вершин: маска красного цвета — исходная, желтого — конечная. Находящаяся посредине ломаная кривая белого цвета — получившийся промежуточный результат трансформации маски, здесь он приведен для наглядности.


Все-таки не совсем естественно выглядит эта граница, создаваемая маской — слишком она резкая. При последующем просмотре на экране хорошей диагонали такая мелочь обязательно даст о себе знать, предательски выявив факт подлога. Вывод — необходимо сгладить эту резкую границу, смягчить переход между совмещаемыми областями. Для этого нажмите правой кнопкой мыши на маске, и выберите из выпадающего меню пункт Mask -> Mask Feather.


В появившемся диалоговом окне введите устраивающее количество пикселей, на которое необходимо размыть границу. В случае обработки кадра стандартного (DV PAL) размера будет достаточно пяти пикселей, хотя, конечно, многое зависит от качества видео, его контрастности и яркости.


Результат: что было (1), и что стало (2). Как вы можете заметить, подобное смягчение границ может привести к появлению неприятного последствия: светящееся гало вокруг границы маски очень заметно.


Чтобы уменьшить данный эффект, в будущем накладывайте маску не точно по контуру объекта, а чуть сузив ее, на несколько пикселей обрезав этот объект.

По окончании всей работы нам осталось вывести результат в файл. Однако перед этим нужно задать границы рабочей области, которая будет просчитываться - к чему нам в конечном файле ненужные кадры? Зацепите мышкой правую границу Work Area, и, удерживая Shift, передвиньте ее к месту окончания всей сцены.


Пора нажимать Ctrl+M. Здесь нежелательно использовать какое-либо сжатие, ведь мы готовили ролик для фильма, который все равно будет впоследствии перекодирован. Оставим все настройки в неприкосновенности, лишь выберем место расположения будущего файла и его имя (пункт Output To), и нажмем кнопку Render.


В результате получился короткий ролик, который можно использовать в качестве шутливого дополнения к фильму.

Долгая, непростая, кропотливая работа. Однако пусть она отняла у нас целый день, зато смотреть этот фильм и ухмыляться мы будем, возможно, много-много лет.

Читайте также: