Коммутатор 84 3734 схема подключения

Обновлено: 02.07.2024

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Взаимозаменяемость зажигания снегохода, замена коммутатора, магдино или маховика, процедура не сложная. Несмотря на простоту замены элементов зажигания или её частей, в этой операции не мало "подводных камней" связанных с обилием рынка и отсутствием информации по взаимозаменяемости систем зажигания снегоходной техники, что вызывает затруднения у большинства пользователей.

А вдруг случилось так, что вышел из строя коммутатор или основание магдино, или просто необходим запасной вариант? Конечно, мы идем в торговую точку. Выбор коммутаторов зачастую значителен. Но ведь всего два элемента - коммутатор и основание магдино, которые соединяются электрическими разъёмами. Пуск! Работает! Так ли работает как надо? Бывает и вовсе не работает. Другая ситуация. Снегоход после замены элемента зажигания вдруг работает не так - теряет тягу, греется, увеличивается расход топлива, появляются посторонние звуки, плохой запуск, хлопки. Частой причиной этих изменений, является ЗАЖИГАНИЕ. Дело в том, что за годы выпуска снегоходов Буран, Тайга, Рысь, МВП, Икар - электроника не стояла на месте. Производители модернизировали свои системы. В результате, на рынке скопилось значительное количество вариантов, установленных на снегоходы, различных годов выпуска. К сожалению, далеко не все элементы зажигания взаимозаменяемы между собой. Проведем краткий обзор рынка, в части совместимости коммутаторов и магдино.

Системы электронного зажигания снегоходов, можно разбить на две группы:

- шести-проводное зажигание - соединительные колодки насчитывают 6 контактов - имело распространение в самом начале внедрения электронных систем зажигания и постепенно было вытеснено пяти-проводным.

- пяти-проводное - соединительные колодки имеют 5 контактов - массово устанавливается в наше время.

Коммутаторы 84.3734 или 84.3734 - 00 - (аналогичный коммутатор по параметрам К1-Б) устанавливались на снегоход Буран

kommutator 84.3734 dlja rys

и работают с основаниями магдино 15.3749 - (выпускалось 1996 года),

magdino 15.3749 buran rys

так же с основаниями магдино 45.3786 (Рыбинск) и МД4Б (Уфа).

Шести-проводной коммутатор под номером 84.3734-01, применяется на снегоходах Буран и Рысь,

kupit

корректно работает с магдино 26.3749 (устанавливается на снегоходы Буран, Рысь с 2009 года)

zazhiganie FLEJMZ moskva

также с магдино 1111.3749 - (выпуск до 2001 года) и с МД - 4

magdino 1111.3749

Коммутаторы 84.3734-02 (выпускался с 1997 г.) и его аналог 4411.3734 (выпускался до 1997 года) работают - с магдино 1111.3749; 14.3749

kommutator 84.3734-02 dlja rys

Коммутатор К - 1Б (г. Уфа) аналогичен по параметрам 84.3734-00

kommutator K - 1B ufa

и рыбинскому аналогу - ИБТС 453631.005-02

kommutator dlja snegohoda IBTS 453631.005-02 rybinsk

работают с основанием магдино МД - 4Б

magdino_buran_md_4B

С этим основанием магдино, возможно применение коммутатора ИБТС 453631.006-01, который имеет такие же характеристики, как и ИБТС 453631.005-02 и К - 1Б, но отличные крепления и эл. разъёмы.

Коммутатор ИБТС 453631.006-01 работает с основаниями 453876.002-01 и 453876.001-02. Устанавливался на снегоход Буран в двух случаях: на двигатель РМЗ-640-34 (34 л.с.) или на двигатель прежней модификации - 28 л/с, на который были установлены "подрезанные" головки - от двигателя 34 л/с, за счет чего степень сжатия увеличивалась до 9,2+\-0,2).

kommutator IBTS 453631.006-01 dlja snegohoda tajga, buran

Следует так же сказать, что для двигателей снегохода Буран, имеющих 28 л/с, устанавливался коммутатор 453631.006, который имеет одинаковые характеристики с коммутатором 453631.005, но различен по креплению и применяемым разъёмам проводки.

Официальные данные ОАО "Русская механика" о комплектации снегоходов Буран системами зажигания в период:

с 1999 по 2003г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»); основание магдино ИБТС.453786.001-01 или ИБТС.453786.001ТУ; коммутатор ИБТС.453631.006 или ИБТС.453631.005ТУ; трансформатор ИБТС.67.1155.004.

с 2003 по 2005г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»); основание магдино ИБТС.453786.001-03 ИБТС.453786.001ТУ; коммутатор ИБТС.453631.006-01(усиленный) или ИБТС.453631.005ТУ; катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва).

с 2005 по 2007г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470-02 пр-ва ОАО «РМ» с более мощными магнитами (Чехия). Маховик 110900470 стал использоваться для отправки в запчасти; основание магдино ИБТС.453786.001-03 ИБТС.453786.001ТУ; Коммутатор ИБТС.453631.006-01 ИБТС.453631.005ТУ; Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва).

с 2007-2009г. комплектно устанавливалась система зажигания производства ОАО "РЗП" Рыбинск, состоящая: маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»); основание магдино ИБТС.453786.001-03 ИБТС.453786.001ТУ; коммутатор ИБТС.453631.006-01 ИБТС.453631.005ТУ; катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва). В этот период маховик 110900470-02 аннулирован, а маховик 110900470 получил чешские магниты.

Общее примечание по системе зажигания «Буран»: маховики 110900470, 110900470-02 и М-2 взаимозаменяемы, но может возникнуть необходимость в повороте основания магдино (статора) в пределах крепежного паза на угол (до 7°), т.к. в процессе производства усовершенствовалась конструкция маховиков (положение шпоночного паза, материал магнитов, расточка и др).

Все вышеперечисленные варианты обеспечивают правильную работу двигателя.

Тем не менее, практика показывает, что существуют варианты иных подключений коммутаторов и оснований магдино, не перечисленных производителями. Как правило, при таких подключениях снегоход работает, но происходит существенное смещение угла опережения зажигания, который отвечает за такие важные параметры, как: тяга, температура двигателя, запуск, расход топлива, моторесурс. Поэтому, главным условием этой практики, является проверка УОЗ снегохода с помощью стробоскопа. Эту же процедуру настоятельно рекомендуем проводить на новых двигателях, поскольку при заводской сборке снегохода, зажигание выставляется по шаблону и известны частые случаи несвоевременной подачи искры. Так и в случае замены, вышедших из строя элементов зажигания, на аналогичные, ведь вероятность приобрести контрафактную продукцию крайне велика. Для нештатных замен элементов зажигания, ВАЖНО ЗНАТЬ, что коммутаторы, предназначенные для работы с магдино, имеющих встроенный датчик, нельзя использовать с коммутаторами, предназначенными для работы с магдино, имеющих выносной датчик. О том как проверить и установить зажигание на снегоходе.

В заключение о высоковольтной катушке зажигания 4412.3705 которой комплектовались Российские снегоходы

katushka zazhiganija 4412.3705 Buran, tajga

Эта катушка зажигания широко используется на автомобиле Ока - катушки полностью взаимозаменяемы. Также, взамен 4412.3705 возможно, установить высоковольтную катушку зажигания от автомобиля Волга с инжекторным двигателем, под номером 3012.3705.

Все ли так просто в высоковольтных колпачках и проводе свечи зажигания - для многих они кажутся одинаковыми - ведь назначение одно! Поэтому, не задумываясь ставим что есть под рукой. Эти замены састо становятся причиной выхода из строя коммутатора. Все очень просто и связанно с внутренним сопротивлением свечей, колпачков и проводов. Дело в том, что общий расчетный параметр допустимого сопротивления (высоковольтный провод + свечной наконечник + свеча зажигания) не должен превышать 5,6 кОм и быть менее 4.5 кОм. Между тем, различные высоковольтные провода, свечные колпачки и свечи зажигания обладают различными свойствами. К примеру, автомобильный провод взятый наугад, имел сопротивление 8.34 кОм, при этом штатный провод нового снегохода Буран, имел значение 0.0 кОм. Свеча зажигания А17ДВ имеет нулевое сопротивление, а свеча А17ДВРМ сопротивление 5,6 кОм. Свечные наконечники также могут иметь различное сопротивление. Выводы делайте сами.

Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо

ние

1999-2002

ОАО «РЗП»,

г. Рыбинск

1. Маховик 110900470 (пр-ва ОАО «РМ»);

2. Основание магдино ИБТС.453786.001-02 ИБТС.453786.001ТУ;

3. Коммутатор ИБТС.453631.006 ИБТС.453631.005ТУ;

4. Трансформатор ИБТС.67.1155.004 ИБТС.67.1155.004ТУ

Комплектно

Устанавливалась

на все комплектации снегоходов

2002-2009

ОАО «РЗП»,

г. Рыбинск

1. Маховик 110900470-01 (пр-ва ОАО «РМ»);

2. Основание магдино ИБТС.453786.002-01 ИБТС.453786.001ТУ;

3. Коммутатор ИБТС.453631.005-02 ИБТС.453631.005ТУ;

4. Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва)

Комплектно

В период с

2003-2009 г. устанавливались только на базовую комплектацию

2003-2007

DUCATI energia s.p.a., Италия

1. Маховичное магнето фирмы «DUCATI» Flywheel Magneto 431 71 25 20;

2. Датчик PICK UP 433 13 3551N;

3. Коммутатор со встроенным трансформатором фирмы «DUCATI» C.D.I. UNIT WITH BOOSTER INTEGRATER

432 38 55 20

Комплектно

Устанавливалась на все комплектации, кроме базовой

Конец

2007-2009

DUCATI energia s.p.a., Италия

1. Маховичное магнето MAGNETO ALTERN. A VOLANO

431 74 2040;

2. Датчик PICK UP 433 13 3570;

3. Коммутатор со встроенным трансформатором фирмы « DUCATI » ( DIGITAL TWIN C . D . I . UNIT ) 432 40 81 02

Снегоход Рысь имеет несложную систему зажигания. Она представляет собой электронное зажигание, которое состоит из магдино, коммутатора зажигания, катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечей и колпачков свечей зажигания.

Рассмотрим систему зажигания производящейся Московской компанией "Флеймз".

Магдино 26.3749


Состоит из силуминового корпуса, на корпусе расположены 3 катушки освещения и катушки зажигания. Там расположена обмотка сигнальной катушки и обмотка катушки питания коммутатора. От катушек освещения, соединённых последовательно, идут 2 белых провода, они соединяются с системой освещения снегохода.

Для этого компания "Флеймз" выпускает регулятор напряжения 304.3702.


С магдино выходит кабель системы зажигания двигателя, который состоит из 3 проводов - красного, чёрного и жёлтого. Красный и чёрный провода выходят из катушки и питают переменным напряжением коммутатор зажигания. Жёлтый провод выходит из синего. Черный провод общий для обеих катушек.

Сигнал катушки зажигания на холостых оборотах двигателя и на повышенных оборотах имеет разные формы:


Сигнал катушки зажигания на холостых оборотах двигателя.


Сигнал с катушки зажигания на повышенных оборотах

Можно установить корпус на крепежные винты и предусмотреть зажим винтов при установке магдино в посадочное место картера двигателя в таком положении, чтобы винты находились в крепежном пазу на 2/3 слева и 1/3 справа. Такое положение обеспечит владельцу точное опережение зажигания без дополнительной установки с использованием стробоскопа.

Коммутатор 84.3734-01.


Коммутатор имеет на выводах 5 разноцветных проводов. Красный и черный соединяются с катушкой питания коммутатора. Зеленый (желтый) провод соединяется с желтым (зеленым) проводом, который выходит из жгута магдино. Голубой провод соединяется

со входом катушки зажигания. Белый провод соединяется с

массой снегохода. В алгоритм работы коммутатора заложено формирование угла опережения зажигания работы коммутатора и поддерживается автоматически.

Катушка зажигания 3012.3705.


Катушка сухая, двухвыводная, герметизированная компаундом. Катушка использовалась на инжекторных двигателях ЗМЗ-406. Народ называет её «Волговская катушка». Для зажигания «Флэймз» изготовителем рекомендуется эта катушка. Многие «специалисты» говорят, что катушки не имеют разницы и соединять на зажигание снегохода можно любую ТЛМ-1, ТЛМ-2, ТЛМ-3, 4412.3705, 406.3705 и другие. Эти катушки имеют не отвечающие конструктивным для зажигания компании «Флэймз» параметры. В систему зажигания «Флэймз» устанавливается катушка зажигания 3012.3705. Не вдаваясь в подробности процессов, поверхностно затронем один из них и попробуем рассказать про него. Катушки зажигания имеют конструкцию трансформатора, задача катушки повышать напряжение сигнала с коммутатора до необходимого напряжения пробоя воздушного зазора на свече зажигания для воспламенения бензовоздушной смеси в камере сгорания двигателя. Поступая на первичную обмотку катушки зажигания, напряжение порядка 22-28 вольт повышается до 25-30 киловольт. В катушке происходит запасание напряжения и часть этого напряжения возвращается в коммутатор.

Выходные каскады коммутатора шунтируют это напряжение. Напряжение катушки зажигания 3012.3705 самое низкое. Выходные каскады коммутатора справляются с ним не выходя из строя. С катушек зажигания других марок паразитное напряжение высокое и в ряде случаев выводит коммутатор из строя. Используя катушки зажигания не рекомендованные производителем, владелец рискует внезапным выход системы зажигания из строя. Выход из строя системы зажигания, может повлечь весьма неприятные последствия. На снегоходе за несколько минут можно уехать очень далеко, а возвращаться придется по глубокому снегу очень долго.

Высоковольтные провода.


Мало кто относится к этому вопросу серьезно, но в высоковольтных проводах возможно нарушение работы зажигания и двигателя. Высоковольтные провода должны иметь медную жилу, не имеющую электрического сопротивления.

Некоторые ставят высоковольтные провода автомобилей, с силиконовой или многослойной изоляцией. Проводники в таких проводах часто изготавливают по конструкции из нихромовых, манганиновых или углеволоконных проводников. Эти провода имеют, как правило, электрическое сопротивление порядка 8 килоОм. Высоковольтные провода в системе зажигания снегохода «Рысь» с зажиганием «Флэймз» используются с медным многожильным проводом, который не имеет сопротивление электрическому напряжению.

Колпачки свечей зажигания.


Насвечный колпачок важен при выборе элемента зажигания. В продаже довольно большой выбор элемента системы зажигания двигателя снегохода «Рысь». Нужно иметь в виду, что в колпачках реализованы две системы, с резистором и без резистора. Колпачок свечи зажигания, содержащий в своей конструкции сопротивление, имеет номинал от 4,7 до 5,6 кОм. Это необходимо для формирования искрового разряда в свече зажигания. Существует ошибочное мнение о том, что необходимо чтобы не было помех в электроприборах, что, убрав сопротивление из системы искрообразования, искры будет больше и снегоход станет быстрее, это полное незнание электротехники, это действие приведёт к нарушению воспламенения топлива.

Свеча зажигания.


Свеча зажигания NGK B9ES без резистора

Конечный элемент системы зажигания снегохода “Рысь” свеча зажигания. Она должна быть установлена в двигатель снегохода, она необходима соответствовать следующим параметрам: калильное число – 23 (Холодная свеча), диаметр резьбы 14 мм, размер 6-гранного ключа - 20,8 мм, длина резьбы – 19 мм, центральный изолятор не должен выступать за край резьбы (должен быть внутри). Зазор между электродом должен быть 0,5-0,6 мм. Рассмотрим электронное сопротивление. Если в составе колпачок имеет сопротивление (резистор), то свеча не должна содержать резистор. Если колпачок не имеет резистора, резистор должен быть в свече зажигания. При выборе свечей зажигания необходимо знать это

Рассмотрим для чего нужно сопротивление в системе искрообразования

Рассмотрим имитированный график в системе образования искры.


А – время заряда катушки зажигания. Б – импульс пробоя. В – время горения искровой дуги.

При размыкании первичной цепи катушки возникает пробой. Если это произойдёт на вторичной обмотке возникнет напряжение самоиндукции, которое приведёт к быстрому нарастанию напряжения. Напряжение будет увеличиваться до тех пор, пока не превысит напряжение пробоя воздушного зазора. Участок «А». Длительность пробоя составляет порядка 10-20 микросекунд. Участок «Б». Следующий участок «В», представляет горение искровой дуги или протекание постоянного тока в зазоре свечи. Напряжение горения составляет 1-2 кВ. Энергия в катушке расходуется на пробивание искрового зазора свечи и на поддержание горения искры. Чем больше пробивное напряжение, тем меньше длительность горения искры, поджигание топлива будет хуже, может быть отсутствие воспламенения и наоборот, при низком напряжении пробоя время время горения увеличивается, но это свидетельствует о маленьком зазоре свечи и снижении взаимодействия искры с топливной смесью, что также приводит к маленькой вероятности поджигания топлива.


График сигнала коммутатора

Времени следования сигнала достаточно чтобы накапливать напряжение катушкой зажигания, пробоя воздушного искрового зазора и поддержки горения искровой дуги. В случае нахождения сопротивления 5,6 кОм на пути от катушки зажигания до воздушного зазора свечи, катушка зажигания накапливает достаточно энергии (участок «А»), при этом формируя пробивное напряжение 25 кВ (участок «Б») и поддерживая время горения искровой дуги 2-2,5 мс (участок «В»). Сопротивление понижает пробивное напряжение до 25 кВ и в это время постепенно отдает запасенную энергию катушке и поддерживает горение искровой дуги 2-2,5 мс.

Если сопротивление будет отсутствовать,график будет выглядеть так:.


Пробивное напряжение выше, порядка 34-37 кВ. Режима поддержания горения искровой дуги нет. Процесс поджигания смеси ограничен неспадающей от участка «Б». Поджигание смеси проблемотично и не будет проходить полностью из-за отсутствия участка горения искры.

Рассмотрим случай, когда владелец снегохода, основываясь на неверных суждениях, устанавливает не соответствующие компоненты, такие как: силиконовые провода (8 кОм), колпачки с сопротивлением (4,7 кОм) и свечи зажигания (5,6 кОм). В итоге получаем порядка 16-20 кОм.

График искрообразования будет выглядеть так:


Комментарии не внушают уверенность в качественном воспламенении. Искрообразование имеет низкий уровень, горение поддерживается, но с ниспадающей и на очень низком уровне, этого недостаточно для поджигания смеси.

Результатом не полностью сгорающей топливовоздушной смеси является большое количество нагара, детонация двигателя, нагар в выхлопных газах, ведущий отложения нагара в резонансной трубе и изменяющий расчетные параметры выхлопа. Это приведёт к потере мощности, неспособность снегохода развить высокие обороты двигателя, воспламенению выпускной смеси в резонансной трубе, прогар выпускного коллектора, резонансной трубы и поршня. Нарушение теплового баланса двигателя и перегрев. Пропуски зажигания.

Вот так выглядит график пропусков зажигания:


Обратите внимание на то, что УМПО выпущено два варианта картеров, основное отличие, это крепление основания магдино, а также сам маховик.

На фото показано, какой маховик должен быть, при креплении основания магдино к картеру.


Картер и маховик снегохода Рысь первых годов выпуска


Картер и маховик снегохода Рысь

В 99% случаев данный вариант будет работать.Причина в том, что многие этого не учитывают и потом сталкиваются с проблемой запуска двигателя. Самый частый признак, что у вас не тот маховик, это то, что двигатель заводиться в обратную ст

орону, либо вообще не заводиться.

Были картера на которых были расположены отливы для обоих вариантов расположения основания магдино.

Если у вас нет возможности заменить маховик, то придётся поменять начало и конец обмоток катушки заряда, красный и черный провод в штекерной колодке и начало и конец обмотки датчика. Для этого необходимо перекусить лепесток минусового проводника, выходящего из катушки, не откручивая винты крепления катушек, припаять провод и вывести его к зеленому проводу коммутатора 84.3734-01, а желтый или зеленый провод магдино от обмотки датчика подключить на массу.

Из всего сказанного, подведем итог. Необходимо применять систему зажигания двигателя УМПО-432, установленного в снегоходе «Рысь-440», в соответствии с рекомендованной выше. Необходимо строго соблюдать наличие одного сопротивления на участке катушка зажигания-свеча зажигания. Не применять рекомендации и внимательно относиться к зажиганию снегохода «Рысь». При правильном отношении к своей технике она будет служить долго.

ООО «Компания ФЛЭЙМЗ» является разработчиком, производителем и поставщиком унифицированных систем зажигания к снегоходам «БУРАН», «РЫСЬ», «ТАЙГА» и «ВАРЯГ 550» для АО «Русская механика».

магдино 26.3749

Магдино 26.3749

Работает совместно с коммутатором 84.3734-01. Примение коммутатора 84.3734 не допустимо. Устанавливается на снегоходы Буран и Рысь. При покупке коммутатор 84.3734-01 в подарок.

2400 руб.

магдино 26.3749 c разъемами AMP

Магдино 26.3749 c разъемами AMP

Устанавливается на снегоходы Буран с 2009 года.

магдино 26.3749-09

Магдино 26.3749-09

Устанавливается на снегоходы Тайга с 2010 года.

коммутатор 84.3734-01

Коммутатор 84.3734-01

(соединение штекерное) применяется на снегоходах Буран и Рысь. Работает в комплекте с основанием магдино 26.3749, 1111.3749, МД-4.

650 руб.

коммутатор 84.3734-01 c разъемами AMP

Коммутатор 84.3734-01 c разъемами AMP

Устанавливается на снегоходы Буран с 2009 года.

коммутатор 84.3734-09

Коммутатор 84.3734-09

Устанавливается на снегоходы Тайга с 2010 года. Работает в комплекте с основанием магдино 26.3749-09.

регулятор напряжения 30.3702

Регулятор напряжения 30.3702

Предназначен для регулирования напряжения бортсети снегоходов Буран. Мощность 250 Ватт.

регулятор напряжения 304.3702

Регулятор напряжения 304.3702

Предназначен для регулирования напряжения бортсети снегоходов Буран, Рысь, Тайга, Варяг и импортных снегоходов. Мощность 400 Ватт. Выпрямитель собран на диодах, используемых в автомобильных генераторах. Не боится коротких замыканий.

1400 руб.

регулятор напряжения 30.3702А

Регулятор напряжения 30.3702А

Предназначен для регулирования напряжения бортсети снегоходов Буран. Мощность 350 Ватт. Выполнен на усиленной элементной базе.

1700 руб.

регулятор напряжения 309.3702

Регулятор напряжения 309.3702

Предназначен для регулирования напряжения бортсети снегоходов Vector 551 (карбюраторный), А1.

6500 руб.

регулятор напряжения 307.3702

Регулятор напряжения 307.3702

Предназначен для регулирования напряжения бортсети снегоходов Тайга и Варяг. Заменяет R104.

2300 руб.

регулятор напряжения 307.3702D

Регулятор напряжения 307.3702D с разъемом DEUTSCH

Предназначен для регулирования напряжения бортсети снегоходов Тайга и Варяг ранних выпусков. Заменяет R94.

2700 руб.

коммутатор 84.3734

Коммутатор 84.3734

Устанавливается на снегоходах Буран. Работает с основанием магдино 15.3749 и 45.3786 и МД-4Б.

520 руб.

коммутатор 84.3734-02

Коммутатор 84.3734-02

(полный аналог коммутатора 4411.3734) работает в комплекте с шестипроводными магдино 1111.3749, 14.3749.

520 руб.

Коммутаторы выполнены на усиленной элементной базе, основу составляет тиристор Т122-25 в металлическом корпусе. Магдино 26.3749 имеет надежную катушку заряда со встроенным датчиком момента зажигания, аналогичную 1111.3749. Генераторная установка выдает 130 Вт при 3000 об/м и 170 Вт при 5500 об/м. Данное преимущество по мощности дает возможность одновременно подключать две фары, подогрев ручек и сидения, без ущерба для заряда аккумулятора. Магдино 26.3749 можно устанавливать на все снегоходы «БУРАН» любого года выпуска, независимо от того, какой системой ранее был укомплектован снегоход – контактной или электронной, с любыми маховиками рыбинского и уфимского производства.


Почитав всякие разные форумы и уазбуку, и оллгаз, и драйв у меня вспухла голова. Каждый нахваливал свое болото, . Про волговские системы говорили, что магнит в распределителе может размагнититься или поменять полярность от тряски, про жигулевские говорили, что датчики холла ломаются, ну а минусы кулачковой системы я сам узнал еще прошлой зимой, когда по неопытности поменял чуть ли не всю систему зажигания) Но на драйве писали, не помню где, что Волговские системы самые надежные и практичные. Собственно, посоветовавшись с отцом, я решил ставить Волговскую систему, т к он тоже сказал, что жигулевская система не айс. Так, с системой разобрались, далее я думал какой конфиг ставить, ходил по магазинам, мониторил цены, и опять же курил форумы. И тут я наткнулся на статейку в журнале "За рулем" про коммутаторы. Я думаю, вам будет полезно это прочитать, а то на форумах часто встречал отзывы о том, что коммутатор сдох. А оказывается его просто неправильно ставили)

"Волга" всегда отличалась самобытностью. Освоив еще в середине восьмидесятых бесконтактное зажигание, она при этом предпочла датчику Холла вращающийся магнит и неподвижную обмотку статора. Такое решение потребовало коммутатор, совершенно не похожий на "восьмерочный". В результате под "волжскими" капотами материализовалась схема, приведенная на рис.1.

Система отвечала принципу "проще некуда". При вращении магнита в обмотке формируется сигнал, похожий на синусоиду — вспомним школьные уроки физики. При низком уровне сигнала коммутатор подключает первичную обмотку катушки зажигания к бортовой сети, а при высоком — отключает. Величина тока в катушке его совершенно не волнует — он упрямо работает по принципу выключателя: "открыл — закрыл". А поскольку сопротивление первичной обмотки катушки Б116 всего 0,43 Ом, то при ее непосредственном подключении к бортовой сети сила тока достигнет 30 А — ни катушка, ни коммутатор в таком режиме не протянут и минуты. Чтобы не случилось беды, между коммутатором и катушкой подключают дополнительный резистор номиналом примерно 1,2 Ом.

Упомянутый резистор — типичный паразит: толку от него никакого. Греется, как утюг, отбирая у бортсети драгоценные ватты и амперы… Когда-то давно он присутствовал во всех катушках зажигания с единственной целью — при пуске мотора его закорачивали, пытаясь таким образом компенсировать "просадку" напряжения аккумулятора. Кроме того, самые умные из резисторов при нагревании увеличивают сопротивление, снижая таким образом ток, — их называют вариаторами.

С появлением VAZ 2101 стало ясно, что современный мотор в подобных поблажках не нуждается — в тольяттинской прописке резистору отказали. А вот прогнать его из Нижнего Новгорода оказалось сложнее… Мало того, на "Волге" стоит не простой резистор, а двухсекционный! Первая секция закорачивается при пуске — это понятно, "402-му" двигателю нужно помочь. Вторая секция включена постоянно — прямо скажем, не лучшее инженерное решение.

Изгнание резистора из бесконтактного зажигания "Волги" затянулось на добрый десяток лет. Наконец, вместо коммутатора типа 13.3734 под капотом GAZ 31029/">GAZ 31029 появился почти такой же с виду 131.3734, а желтенькая коробочка с тремя клеммами исчезла.
Неудивительно, что даже специалисты-электрики поначалу пожимали плечами, а вокруг нового изделия поползли слухи, один загадочнее другого. Доводилось слышать, что резистор "спрятали" внутрь коммутатора, что его "изъяли" по рацпредложению для экономии, а также то, что зловредные детальки просто не завезли на конвейер… Неудивительно, что многие горе-умельцы начали исправлять "ошибку" завода самостоятельно, возвращая резистор "на место".

Между тем новый коммутатор на порядок умнее старого. Он автоматически поддерживает величину тока в первичной обмотке. Для этого в цепи транзистора установлено маленькое, но очень важное индикаторное сопротивление, падение напряжения на котором отслеживает специальная микросхема. Если ток мал, микросхема "приоткрывает" транзистор, если велик — "закрывает" его. Эта же микросхема экономит электроэнергию, подключая катушку к бортсети впритык по времени, чтобы к моменту искрообразования та успела накопить нужную энергию. Наконец, при остановленном двигателе новый коммутатор отключит катушку совсем. В результате несмотря на то, что вместо резистора-вариатора теперь отдувается сам транзистор, рассеиваемая на полупроводниках мощность снизилась.

Интересный факт: при попытке подключить последовательно с катушкой упомянутый резистор 1402.3729 мощность, рассеиваемая на коммутаторе, не снизится, а возрастет! Причина проста — резистор увеличивает "постоянную времени" системы, а потому для достижения нужного тока разрыва коммутатору придется поработать подольше (рис. 2). А зачем оказывать машине "медвежью услугу"?

Итак, почему же владельцы новых GAZ 3110, выбравшие старый добрый "402-й" мотор взамен непредсказуемого "406-го", обрели при этом не спокойствие, а головную боль. Неужели можно заблудиться в трех соснах — коммутатор, катушка, резистор?

Справочная литература подсказала, что в системе зажигания "Волги" могут применяться коммутаторы трех типов: 131.3734, 90.3734 и 94.3734. Рынок внес поправку — наша коллекция пополнилась изделием с длинным названием 468 332 008 АНАЛОГ 131.3734. Кроме того, услужливые продавцы как бы невзначай предложили устаревшие 13.3734, 13.3734-01, а также еще одно странное изделие — 468 332 007 АНАЛОГ 13.3734. Катушек зажигания оказалось меньше — к старинной Б116 добавилась современная 31.3705. Резистор 1402.3729 особых изменений не претерпел.

Остается решить простую задачку — из семи коммутаторов, двух катушек и одного резистора составить бригаду, способную управлять зажиганием "Волги" и не испытывать взаимной аллергии.

Сначала разберемся с катушками. Электрические параметры Б116 и 31.3705 практически совпадают, поэтому на "Волге" может ездить любая из них. В то же время маслонаполненная "старушка" Б116 обладает более высокой живучестью при перегревах и прочих неприятностях, а потому отправлять ее на пенсию не стоит.

Коммутаторы разобьем на две группы — "старые" и "новые". "Старые" (фото 1-3) не умеют регулировать время нарастания тока в катушке, "новые" (фото 4-7) должны уметь все.

Из "старичков" самым "твердым искровцем" оказался старооскольский (фото 1) — продуманная и опробованная конструкция. Ульяновское изделие (фото 2) с виду почти такое же, но хуже. Что касается другого "ульяновца" (фото 3), это — полный провал. Те, кто изготовил корпус коммутатора из пластмассы, обрекли силовой транзистор (кстати, он без маркировки) на мученическую смерть в медленном огне: площадь теплоотвода сократилась втрое…

Переходим к "современникам". Старооскольские традиции передаются по наследству — к коммутатору 131.3734 (фото 4) претензий нет. Прослеживается наследственность и в Ульяновске (фото 5), однако здесь радоваться нечему. К отвратительному теплоотводу добавилась пародия на индикаторное сопротивление в виде печатного проводника на плате. Калужский коммутатор (фото 6) сделан добросовестно. Индикаторное сопротивление — покупное, со стабильной характеристикой. Древний "чебоксарец" (фото 7) откровенно не понравился. Индикаторное сопротивление — в виде неряшливой спирали из тонкого медного провода. Ремонтопригодность плохая — винты припаяны к плате. А вертикально установленные элементы запросто могут отвалиться при тряске.

Таким образом, из четырех "современников" на "Волге" могут кататься двое — "староосколец" (фото 4) и "калужанин" (фото 6). Резистор 1402.3729 им противопоказан, а катушка может быть любой — как Б116, так и 31.3705. К сожалению, под капоты нынешних "волжанок" периодически просачивается откровенная халтура, безжалостно убивающая воспоминания о некогда безотказном автомобиле.

Рис. 1. Классическая схема бесконтактного зажигания "Волги": 1 — датчик-распределитель; 2 — коммутатор; 3 — добавочный резистор; 4 — катушка зажигания.


Рис. 2. График нарастания тока в катушке с добавочным резистором и без него. Заштрихованная область — это и есть перегрев коммутатора.


Фото 1. Коммутатор 13.3734-01 (Старый Оскол). Родоначальник систем бесконтактного зажигания для "Волги". Своего рода эталон — расположение компонентов тщательно продумано, теплоотвод от силового транзистора хороший. Применим только с добавочным резистором. Ток разрыва — 6,5 А.



Фото 2. Коммутатор 13.3734 (Ульяновск). "Двойник" старооскольского "дедушки". Расположение компонентов с точки зрения вибро- и ударопрочности несколько хуже, но в целом — приемлемо. Выбор силового транзистора неудачен. Применим только с добавочным резистором. Ток разрыва — 6,5 А.



Фото 3. Коммутатор 468 332 007 АНАЛОГ 13.3734 (Ульяновск). Иллюстрация к поговорке "Лучшее — враг хорошего". Для элементов почему-то не хватило места на одной стороне платы — пришлось использовать "изнанку". Тепловой режим транзистора катастрофический. Применим только с добавочным резистором. Ток разрыва — 6,5 А.



Фото 4. Коммутатор 131.3734 (Старый Оскол). Добротное изделие с продуманным расположением элементов и хорошим теплоотводом от транзистора. Индикаторный резистор — нихромовая спираль из двух-трех витков. Применяется без добавочного резистора. Ток разрыва — 7,3 А.



Фото 5. Коммутатор 468 332 008 АНАЛОГ 131.3734 (Ульяновск). Очень тяжелый тепловой режим транзистора. Индикаторный резистор в виде печатного проводника на плате не обеспечивает точной регулировки тока разрыва. Очень неудачно расположены элементы, неграмотно сделана проводка. Применяется без добавочного резистора. Ток разрыва — 6,6 А.



Фото 6. Коммутатор 90.3734 (Калуга). Лучший в своем классе. Индикаторный резистор — покупной, со стабильной характеристикой. Прекрасный теплоотвод от силового транзистора зарубежного производства. Высокая вибро- и ударопрочность конструкции. Применяется без добавочного резистора. Единственный прокол — слишком большой ток разрыва: 9,8 А катушка может не выдержать…



Фото 7. Коммутатор 94.3734 (Чебоксары). Ухудшенная копия старооскольского 131.3734. Индикаторный резистор — спираль из медного провода, сопротивление которой сильно зависит от температуры. Низкая ремонтопригодность. Плохая вибро- и ударопрочность. Применяется без добавочного резистора. Ток разрыва — 6,8 А.

4.1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО

На части автомобилей «Ода» установлены бесконтактные системы зажигания, применение которых повышает топливную экономичность двигателя, уменьшает нагарообразование и токсичность отработанных газов, а также облегчает запуск двигателя зимой. Кроме того, бесконтактные системы зажигания обладают повышенной надежностью и стабильностью в работе, значительно реже требуют технического обслуживания, т.к. вследствие отсутствия подвижных контактов прерывателя отпадает необходимость в периодической их очистке и регулировке между ними зазора. Бесконтактные системы зажигания содержат датчик-распределитель, коммутатор, катушку зажигания, свечи зажигания со свечными наконечниками и выключатель зажигания.

4.1.1. Принцип действия бесконтактной системы зажигания

При работе двигателя датчик Д (рис. 80) вырабатывает импульсы напряжения, пропорциональные частоте вращения коленчатого вала.

Катушка зажигания 3705

Эти импульсы усиливаются, преобразуются и поступают на управляющую цепь выходного транзистора коммутатора К. Транзистор поочередно открывается и закрывается, тем самым размыкая и замыкая цепь первичной обмотки катушки зажигания КЗ (датчик Д и коммутатор К выполняют функции контактов прерывателя, применяемых в контактных системах зажигания). В момент закрытия выходного транзистора коммутатора ток первичной цепи исчезает, а вместе с ним исчезает и созданное им магнитное поле. При исчезновении магнитного поля во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется электродвижущая сила, которая будет тем больше, чем больше скорость исчезновения тока первичной цепи. Электродвижущая сила вторичной обмотки с помощью высоковольтных проводов и ротора Р распределителя подводится к электродам свечи Св в соответствии с порядком работы цилиндра двигателя. При этом электродвижущая сила вторичной обмотки создает между электродами свечи напряжение. Когда она достигнет значения, достаточного для пробоя воздушного промежутка, между электродами свечи возникает искра, которая зажигает горючую смесь в цилиндре двигателя.

4.1.2. Состав системы бесконтактных систем зажигания

Перечень приборов бесконтактных систем зажигания приведен в табл. 10.

4.1.3. Устройство элементов бесконтактной системы зажигания

Катушка зажигания 27.3705

Кроме того, в высоковольтной крышке катушки 27.3705 имеется клапан, который открывается в том случае, когда давление в катушке зажигания превышает допустимое. Срабатывание клапана является аварийным, после его срабатывания катушка восстановлению не подлежит. Наличие аварийного срабатывания клапана предусмотрено в целях безопасности (предотвращения взрыва катушки) при выходе из строя схемы регулирования силы тока в коммутаторе 36.3734.

Катушка зажигания 27 3705

Датчики-распределители 38.3706 и 54.3706

Датчик-распределитель (рис. 81) содержит распределитель, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания обычной конструкции, а вместо контактов прерывателя в нем установлен датчик 2 импульсов напряжения, управляющих работой коммутатора. Работа датчика импульсов (электронного микропереключателя) основана на эффекте Холла. Если через пластину полупроводника проходит ток и пластина пронизывается магнитным полем, то на ее гранях, перпендикулярных току и магнитному потоку, возникает ЭДС. Магнитное поле создается постоянным магнитом 1 датчика (рис 82), а прерывание магнитного поля осуществляется ротором (шторкой) 2 с прорезями, укрепленным на валике распределителя. При прохождении прорези ротора около постоянного магнита силовые линии его магнитного поля пронизывают поверхность элемента Холла 3 (пластины полупроводника), и на его выходе возникает ЭДС. Сигнал датчика усиливается усилителем 4 и через релейный усилитель 5 подается на базу выходного транзистора 6 датчика и открывает его. При прохождении зубца ротора около постоянного магнита его магнитное поле экранируется, ЭДС Холла исчезает, и выходной транзистор закрывается.

27 3705 И. Б.117

27 3705 катушка зажигания

В результате с коллектора выходного транзистора 6 снимается сигнал прямоугольной формы, используемый в коммутаторе для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания. Для исключения влияния на выходной сигнал датчика колебаний напряжения сети и температуры в схеме датчика имеется блок стабилизации. Все элементы схемы выполнены в одной микросхеме, конструктивно связанной с магнитом и магнитной системой.

Коммутатор 36.3734(3620.3734)

Функциональная схема бесконтактной системы зажигания приведена на рис. 83, а принципиальные электрические схемы коммутаторов - на рис. 84 и 85. Коммутатор функционально содержит пять блоков, основным является выходной блок III. При вращении валика распределителя S2 (рис. 83) на выходе датчика Д появляется сигнал прямоугольной формы, задний фронт которого соответствует моменту искрообразования. Сигнал датчика подается через инвертор И блока I нормирования времени накопления энергии на вход интегратора А1.2, выходное напряжение которого сравнивается с опорным Uon2 в компараторе А1.3.

Схема бесконтактной системы зажигания

27 3705 катушка зажигания

Если напряжение интегратора больше опорного, то на выходе компаратора будет положительное напряжение (логическая единица), в противном случае на выходе компаратора напряжение отсутствует (логический нуль). Сигнал с компаратора А1.3 подается на схему совпадения И1, управляющую работой транзистора VT выходного блока III. При переходе компаратора А1.3 из состояния логической единицы в состояние логического нуля схема И1 открывает выходной транзистор VT, и в первичной обмотке L1 катушки зажигания Т (27.3705) появляется ток. При поступлении на выход схемы И1 сигнала логической единицы с выхода компаратора А1.3 транзистор VT закрывается, ток в первичной цепи исчезает, а во вторичной обмотке L2 катушки зажигания возникает высокое напряжение.

Блок I предназначен для нормирования времени накоплений энергии с тем чтобы обеспечить требуемую энергию искрового разряда при любом скоростном режиме работы двигателя и при изменении питающего напряжения. Нормирование времени накопления энергии в зависимости от частоты вращения осуществляется задержкой включения выходного транзистора VT относительно управляющего сигнала датчика. Величина задержки зависит от разности между максимальным напряжением на конденсаторе С1 и опорным напряжением Uon2.

Коммутатор на иж оду цена

Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем меньше напряжение на конденсаторе С1, следовательно, время задержки уменьшается, а время прохождения тока в первичной обмотке катушки зажигания остается практически неизменным, что обеспечивает стабильность энергии искрового разряда. При изменении питающего напряжения величина опорного напряжения Uon2 изменяется таким образом, что величина и время протекания тока в первичной обмотке катушки зажигания сохраняются неизменными, следовательно, остается постоянной энергия искрового разряда.

Блок II коммутатора обеспечивает стабилизацию напряжения питания с помощью стабилитрона VD2 и защищает коммутатор от неправильного подключения к аккумуляторной батарее с помощью диода VD1.

Блок V служит для безыскрового отключения тока при невращающемся вале двигателя. Постоянная времени интегратоpa А1.1 блока значительно превышает период следования искр при самой малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. При этом интегратор не оказывает влияния на работу выходного блока (сигнал интегратора соответствует логическому нулю). Через 2-5 с после остановки двигателя сигнал интегратора линейно возрастает, и при достижении им определенного значения схема совпадения И1 начинает постепенно уменьшать ток базы выходного транзистора VT, что приводит к увеличению сопротивления эмиттер-коллекторного перехода и медленному снижению тока в первичной цепи. При этом высокое напряжение во вторичной цепи мало и недостаточно для возникновения искрового разряда.

Свечи зажигания А17ДВ10 и А20Д2

Свечи зажигания А17ДВ10 и А20Д2 (см. рис. 55) состоят из стального корпуса 4, керамического изолятора 3, внутри которого размещен центральный электрод 7, уплотнителя 6 и бокового электрода 9.

27 3705 катушка зажигания

Для обеспечения помехоподавления в экранированные наконечники свечей встроены резисторы сопротивлением 5600±560 Ом.

Схема соединений приборов бесконтактной системы зажигания на автомобилях «Ода» приведена на рис. 86.

4.2. ДИАГНОСТИКА

Неисправности бесконтактной системы зажигания проявляют себя так же, как и обычной контактной системы - дефектами в работе двигателя. Не забывайте, что отказы в работе двигателя могут быть также следствием неполадок в системе питания его топливом.

Катушка зажигания б117

Отметим три важных особенности поиска неисправности в бесконтактной системе зажигания.

Во-первых, для проверки высоковольтной части системы нужно изготовить простейший разрядник (рис. 87, б) с зазором 7-10 мм между электродами 3 и 4. Разрядник необходим для того, чтобы не дать выйти из строя электронике системы зажигания при проверке «на искру», что может произойти при зазорах между высоковольтными проводами и «массой» больше 10 мм. Кроме того, если держать высоковольтные провода руками, не избежать неприятных ощущений в момент искрообразования, поскольку энергия искры в этой системе зажигания примерно в полтора раза выше, чем в контактной. Перед проверкой разрядник следует закрепить в удобном для работы месте, а к электродам подключать высоковольтные провода.

27 3705 катушка зажигания

Какая катушка 27 3705?

Во-вторых, для проверки цепей системы целесообразно использовать тестер. Контрольную лампу применять не рекомендуется - если при проверке контактных соединений и работоспособности коммутатора ею можно пользоваться, то диагностирование датчика-распределителя с ее помощью недопустимо, поскольку малое внутреннее сопротивление лампы может быть причиной выхода из строя датчика. Тестер в большинстве случаев используют в режиме вольтметра постоянного тока (V), и только при проверке первичной обмотки катушки зажигания и резистора ротора распределителя тестер переключается в режим омметра (О). Можно, кроме того сделать переходной разъем с вольтметром для проверки датчика-распределителя (см. рис. 87, а).

В-третьих, при диагностировании системы зажигания не касайтесь ее элементов, а все провода и элементы отсоединяйте только при выключенном зажигании

Кроме описанных устройств при поиске неисправностей понадобится щуп для измерения зазоров между электродами свечей.

4.2.1. Двигатель не запускается

В автомобилях «Ода» двигатель может не запускаться из-за следующих неисправностей в бесконтактной системе зажигания обрыв или короткое замыкание в первичной цепи; отказы датчика-распределителя, коммутатора или катушки зажигания; неправильное присоединение проводов к свечам загрязнение или повреждение крышки и ротора распределителя; замасливание и загрязнение высоковольтных проводов; замасливание или повреждение свечей; неправильная установка момента зажигания. Неисправность найдите по схеме приведенной на рис. 88. Для этого потребуются контрольная лампа щупы для проверки зазоров в свечах зажигания, стробоскоп, переходный разъем с вольтметром (рис. 87, а) и разрядник (см. рис 87, б ).

4.2.2. Двигатель работает неустойчиво на холостом ходу

Двигатель может неустойчиво работать на холостом ходу из-за увеличенного зазора между электродами свечи или установки слишком раннего момента зажигания Найдите эти неисправности по схеме (рис. 89) с помощью стробоскопа и щупа для проверки зазоров в свечах зажигания

Иж 2126 бесконтактное зажигание схема

4.2.3 Двигатель работает неустойчиво при большой частоте вращения коленчатого вала

Единственная неисправность которая приводит к неустойчивой работе двигателя автомобилей «Ода» на высокой частоте вращения коленчатого вала, - это ослабление пружин грузиков центробежного автомата опережения зажигания. Датчик-распределитель при этом сдайте в ремонт.

4.2.4 Двигатель работает неустойчиво на всех режимах

Причинами неустойчивой работы двигателя являются - повреждение высоковольтных проводов, ненадежность их соединений со свечами и крышкой распределителя изнашивание (обгорание) электродов или замасливание свечей; загрязнение или подгорание контактов прерывателя; неисправность конденсатора; повреждение крышки или ротора распределителя, а также неисправность коммутатора.

Найдите неисправности по схеме, приведенной на рис 90.

Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 ОДА
В.В. Литвиненко

Читайте также: