Как восстановить файл maya

Обновлено: 06.07.2024

У каждого, у кого есть компьютер, хотя бы раз возникала необходимость восстановить удалённые файлы. Для этого есть много бесплатных инструментов, которые помогут вернуть документы, видео, картинки/фото, музыку/аудиофайлы и многое другое. Я отобрал самые лучшие варианты для восстановления стёртых данных — выбирайте любой!

Recuva

Очень лёгкое в использовании ПО с широкими возможностями. С ним можно восстановить удалённые файлы не только с компьютерного жёсткого диска, но и с внешних накопителей, компакт-дисков (включая BD/DVD) или карт памяти. Утилита может «реанимировать» данные даже с вашего айпода!

Программа подходит практически для всех версий Windows (также можно выбрать между 32- и 64-битной системой).

Recuva поставляется в двух версиях: первая требует установки, вторая — портативная.

EaseUS Data Recovery Wizard

Если у вас есть этот инструмент, то восстановление удалённых файлов — не такая большая проблема. Всего несколько кликов мышкой, и всё вернётся на место.

Программа понравится поклонникам Windows Explorer, поскольку имеет схожий с Проводником интерфейс.

Утилита поможет восстановить удалённые файлы с жёстких дисков, CD-приводов, карт памяти, iOS-устройств, видеокамер и всего остального, что Windows расценивает как запоминающее устройство. Ещё можно выполнить восстановление разделов!

Бесплатно можно восстановить всего 500 Mb данных, но если нажать share-кнопочку, то вам дадут целых 2 гига (кстати, из-за этого я не хотел добавлять программу в обзор, но всё же добавил, так как удалённые файлы часто весят меньше, чем этот лимит).

Поддерживаются такие операционки, как macOS (10.15-10.9), Windows (с XP по 10 версию), Windows Server (2012, 2008 и 2003).

Puran File Recovery

Лёгкий в использовании инструмент с кучей дополнительных опций. Эта прога в моём личном рейтинге заняла второе место после Recuva, поскольку смогла найти больше файлов на моём компе, чем другие программы.

ПО может даже восстановить утерянные разделы (если те ещё не были перезаписаны).

Утилита совместима с Windows 10, 8, 7, Vista и XP. Есть портативный вариант как для 32-битной, так и для 64-битной системы.

Disk Drill

Инструмент с очень понятным интерфейсом, в котором почти невозможно запутаться. С ним вы сможете восстановить удалённые данные (до 500 Mb) почти с любого накопителя — внутренние/внешние жёсткие диски, USB-устройства, карты памяти и айподы.

В Disk Drill перед восстановлением есть возможность предварительно просмотреть файлы, можно поставить сканирование на паузу, а затем возобновить его, можно выполнить восстановление раздела, сделать бэкап всего диска, фильтровать файлы по дате или размеру.

Ещё можно выбрать быстрое сканирование (если вы куда-то торопитесь), а также можно сохранять результаты проведённого сканирования (если вы решили восстановить удалённые файлы позже).

Программа работает в ОС Windows 7 (и ниже), а также в macOS 10.8.5 (и ниже).

Glary Undelete

Одна из самых лёгких в использовании утилит с классным интерфейсом. Но есть и пара минусов — нужно установить как саму программу, так и её тулбар (последнее можно не устанавливать, если оно вам не нужно).

Мне понравилось, что здесь есть возможность узнать, насколько успешным будет результат восстановления того или иного файла.

Glary Undelete совместима с ранними и поздними версиями Windows.

SoftPerfect File Recovery

Ещё одна программка для восстановления удалённых файлов с любого накопителя на ПК (кроме CD/DVD-привода).

ПО не требует установки и весит всего 500 Kb, что очень удобно для использования. Чтобы запустить программу, вставьте флешку или диск с ней в компьютер, на странице загрузки скрольте вниз, там увидите файл.

Утилита совместима с Windows (8, 7, Vista и XP), Windows Server (2008, 2003, 2000, NT, ME, 98 и 95). Кроме того, есть поддержка 64-битных Windows-систем.

Wise Data Recovery

Лёгкая в использовании и шустрая программа просканирует ваш компьютер (или съёмный носитель данных) на предмет удалённых и подлежащих восстановлению файлов.

Опция мгновенного поиска поможет быстро и легко найти удалённые файлы. Также здесь есть возможность выбрать степень сканирования (глубокое или быстрое).

Утилита поддерживается ОС Windows 10, 8, 7, Vista и XP. Кроме установочной, есть портативная версия.

Restoration

Самое главное достоинство этого инструмента — невероятно простой интерфейс. Здесь вы не найдёте лишних кнопок. Всё необходимое собрано в одном, простом для понимания окне программы.

В остальном Restoration практически не отличается от других подобных утилит:

  • Мало весит.
  • Не требует установки.
  • Может восстанавливать файлы с жёстких дисков, карт памяти, USB-накопителей и других внешних накопителей.

Прога совместима с различными версиями Windows — от Vista до 95. Если у вас Windows 10 или 8, могут быть проблемы с v3.2.13.

FreeUndelete

Ещё одна программка, которая поможет вернуть удалённые файлы. Основными её фишками является простота использования и упрощённый вид папки (то есть файлы, доступные для восстановления, показываются небольшим списком).

С этим ПО можно восстановить файлы с жёстких дисков, карт памяти и прочих внутренних/внешних хранилок.

Утилита поддерживается операционкой Windows 10, 8, 7, Vista и XP.

iCare Data Recovery Free

Инструмент позволяет делать быстрое сканирование (при этом не всё может найтись) и более глубокое, которое займёт больше времени, но может обнаружить больше удалённых файлов.

Одна из главных фишек этой программы — возможность предпросмотра текстовых файлов и Image-файлов. Вы даже можете просматривать удалённые папки в сжатом виде, чтобы быстро найти в них файлы, которые нужно восстановить.

Прога может восстанавливать несколько сотен различных по типу файлов, поэтому перечислить их все — нереально.

Пользователи Windows могут скачать эту утилиту в двух версиях — портативной или установочной.

Windows File Recovery

Да, это продукт Microsoft, и он не так лёгок в использовании, как большинство других программ. Запускается утилита через командную строку, где нужно вручную вводить всё, что вы хотите восстановить.

Чтобы воспользоваться прогой, скачайте и установите её на компьютер. Затем найдите её в меню «Пуск» и откройте. Откроется окошко командной строки, где вам нужно ввести свою команду. Я пытался восстановить PNG-файлы с диска C из папки Downloads и скопировать их в папку Images на диске E, поэтому моя команда выглядит так:

winfr C: E:\Images /n \Users\jonfi\Downloads\*PNG

Ага, это вам не обычное приложение, где можно просто сделать несколько кликов в менюшке, и всё само найдётся и восстановится. Здесь придётся чуть попотеть.

Но не всё так безнадёжно, ведь есть страничка справки Microsoft, где можно найти примеры восстановления одного или нескольких файлов, узнать, как пользоваться подстановочными знаками и многое другое.

Прога доступна только для пользователей Windows 10.

ADRC Data Recovery Tools

С помощью этой программки даже ваша бабушка сможет восстановить удалённые файлы.

Единственное — она не поддерживает восстановление с CD/DVD (только с карт памяти, USB-накопителей, ну и с жёстких дисков, конечно же).

Утилита не требует установки, весит всего 132 Kb, поэтому легко уместится на любой флешке.

Официально эта прога поддерживается Windows XP, 2000 и 95, однако мне удалось запустить её на Windows 7 и Vista. Но вот 8 и 10 версию Винды она уже не потянула.

CD Recovery Toolbox

Абсолютно уникальный инструмент, который восстановит файлы с повреждённых или испорченных дисков (CD, DVD, BD, HD DVD и др.).

Например, если у вас есть диск с любимыми мультиками, киношками или музыкой, который перестал читаться из-за внешних изъянов (царапины, сколы или пятна на поверхности), то обязательно попробуйте это ПО.

Однако с жёсткими дисками или портативными накопителями программа не работает (ну, она и не должна).

Утилита совместима с Windows (начиная с последней — 10 версии и заканчивая 98).

UndeleteMyFiles Pro

Несмотря на то что в названии присутствует приставка «Pro», эта программа совершенно бесплатная. В ней вы можете выбирать тип отображения инфы — Tree View (древовидный) или Detailed View (детальный). Ещё есть предпросмотр файлов, что тоже неплохо.

Emergency Disk Image — один из её инструментов, который делает снапшот всего компьютера и помещает все данные в один файл. С таким файлом удобно работать, когда необходимо найти и восстановить удалённые данные.

Также здесь есть классная опция поиска, которая позволяет находить файлы по их расположению, типу, размеру и признакам.

Мне не понравилось только то, что прога не сообщает, пригоден ли файл для восстановления, как делают это другие программы.

Утилита работает в большинстве версий Windows.

MiniTool Power Data Recovery

Программка требует установки на компьютер, что не есть хорошо, потому что инсталляция может перезаписать ваши удалённые файлы, понизив вероятность их восстановления.

Другим минусом программы является то, что бесплатно можно восстановить всего 1 Gb данных.

В остальном прога работает безупречно: быстро находит и восстанавливает удалённые файлы с внутренних дисков, USB-устройств, а также с рабочего стола, папки Recycle Bin и других папок.

Кроме того, можно восстанавливать сразу несколько папок или файлов, экспортировать список удалённых файлов в текстовый файл, ставить на паузу или останавливать сканирование (когда найдёте то, что искали) и фильтровать файлы по имени, расширению, размеру и/или дате.

Утилита совместима с Windows (с 10 по 7 версию).

PC Inspector File Recovery

Ещё одна годная прога для восстановления удалённых данных с более глубоким (как мне показалось) поиском файлов.

ПО поможет «вернуть к жизни» файлы с внутренних/внешних дисков и карт памяти.

Из минусов — не самый лёгкий в использовании интерфейс и очень долго сканируется жёсткий диск.

По официальным данным, прога работает в Windows XP, 2000, NT, ME и 98. Мне удалось потестить её даже в Windows 8. Однако в 10-ой версии Винды она уже работала некорректно.

iBoysoft Data Recovery Free

Здесь так же, как и в предыдущем ПО, есть ограничение на восстановление данных (даётся только 1 Gb), но этого вполне хватит, если вам нужно восстановить всего пару небольших файлов.

Программа сначала сканирует жёсткий диск, затем отображает все найденные удалённые файлы в виде обычных папок. Вы сможете просматривать их точно так же, как в обычном Проводнике, и легко выбрать те файлы, которые надо восстановить.

Есть возможность искать файлы по имени, фильтровать результаты поиска по расширению файла. Также есть превью файла (если он не больше 5 Mb).

Можно сохранить результаты сканирования в SR-файл, если вы хотите позже продолжить работу над восстановлением.

Утилита совместима с Windows 10 (и ниже) и Mac-компьютерами (10.7+).

TOKIWA DataRecovery

Ещё один лёгкий в использовании инструмент для «реанимации» удалённых данных. Всё максимально просто — есть всего одно окошко для совершения всех действий.

Прога поможет восстановить файлы с жёстких дисков, карт памяти, USB- и других внешних накопителей.

Это портативная и легковесная (всего 412 Kb) утилита, которая поместится на флешке или флоппи-диске.

Программа поддерживается операционкой Windows (с 7-ой версии по 95-ю). Но я поюзал её на Windows 10 и 8, и никаких проблем не было.

Orion File Recovery Software

Главное отличие этой программки от других в том, что она позволяет очистить все найденные файлы, сделав их невозможными для последующего сканирования и восстановления.

В остальном утилита работает так же, как и большинство её «собратьев».

ПО совместимо с Windows 10, 8, 7, Vista и XP.

При установке программы будут предложены другие продукты NCH Software, и если они вам не нужны, то просто откажитесь от их инсталляции.

BPlan Data Recovery

Инструмент не с самым лучшим дизайном и интерфейсом, но он может восстанавливать многие типы удалённых файлов — и это самое главное.

Программа подходит как для Windows XP, так и для более новых версий операционки.

Могут возникнуть проблемы с открытием уже установленной утилиты. В этом случае попробуйте открыть файл bplan.exe в этой папке: C:/Program Files (x86)/BPlan data recovery.

Stellar Data Recovery Free Edition

Лёгкая в использовании прога, в которой вы сами указываете путь для поиска удалённых файлов.

Здесь есть очень крутая фишка — предпросмотр прямо во время сканирования. Вы сможете в режиме реального времени следить за тем, какие файлы программка будет находить.

Ещё можно по окончании поиска сохранить список удалённых файлов, чтобы потом возобновить их восстановление.

Утилита совместима с Windows и macOS.

PhotoRec

Не самый лёгкий в использовании инструмент, по сравнению с другими, поэтому выбирайте его в крайнем случае.

Вас ждёт интерфейс в виде командной строки и мультиэтапный процесс восстановления. Но и это не так страшно, как то, что он восстанавливает сразу все удалённые файлы (т.е. нет возможности выбрать только те, которые вам нужны).

Утилита позволяет восстанавливать данные с жёстких дисков, CD-приводов, карт памяти и других типов хранилок вашего компьютера.

Я тестил прогу в Windows 7, но она должна работать и в более новых версиях Винды, а также в Mac и Linux.

Восстановление файлов формата MB после удаления или форматирования в 2019

Файл проекта, созданный с помощью Maya, программы 3D-моделирования и анимации; содержит трехмерные модели, текстуры, свойства освещения и данные анимации; сохраненный в двоичном формате вместо текстового формата ASCII, используемого файлами Maya .MA .

Как восстановить утерянные .MB файлы?

Во время работы компьютера, ноутбука или других стационарных и мобильных устройств, даже несмотря на регулярное обновление и очистку, возникают баги, зависания, аппаратные или системные сбои. В результате, важный .MB файл может быть удалён.

Далеко не во всех случаях единственным способом восстановления .MB файла, будет его повторное создание.

Используйте программы для восстановления .MB файлов после намеренного или случайного удаления, форматирования памяти устройства или карты памяти, заражения вирусом, сбоя или очистки памяти.

Программы для восстановления MB файлов

Ищете как восстановить файл проекта maya (двоичные данные)?

В случаях, когда файлы удалены и стандартными средствами системы их восстановить уже не предоставляется возможным, используйте Hetman Partition Recovery.

1. Загрузите, установите и запустите программу.

2. Программа автоматически просканирует компьютер и отобразит все подключенные к нему жесткие диски и съёмные носители информации, физические и локальные диски.

Программа для восстановления файлов

3. Дважды кликните на диске, файлы из которого необходимо восстановить, и выберите тип анализа.

Hetman Partition Recovery - тип анализа

4. После окончания процесса сканирования вам будут предоставлены файлы для восстановления.

Hetman Partition Recovery - файлы, которые возможно восстановить

5. Чтобы найти нужный файл проекта maya (двоичные данные), перейдите в интерфейсе программы в папку из которой он был удалён. Или перейдите в папку «Глубокий анализ» и выберите искомый тип файла.

Hetman Partition Recovery - Глубокий анализ

6. Выделите нужные mb файлы и нажмите кнопку «Восстановить».

Программа для восстановления данных - список восстановления

7. Выберите один из предложенных способов сохранения файлов и восстановите их.

Недавно я столкнулся лицом к лицу с таким зверем как Autodesk Maya. За плечами у меня не было опыта в работе с 3Д моделированием и пришлось в экстренном порядке прокачиваться, начиная с основ, а также ознакомится с функциональностью данного ПО, чтобы проверить работу плагина (QA), который экспортил всё содержимое сцены в определенный формат. Эта статья рассчитана на людей без опыта либо с минимальным в Autodesk Maya и призвана познакомить вас с полезными функциями и редакторах, которые можно в ней найти. Если же вы не нашли функцию/редактор, который считаете полезным, то либо я с ним еще не работал, либо он не пригодился для моих нужд. Расскажите о них и о реальных случаях их применения в комментариях :-)

Статья разделена на секции, каждая из которых относится к одному из аспектов 3Д модели:

  1. Общие инструменты
  2. Работа с геометрией (полигональной сеткой)
  3. Работа с текстурами
  4. Работа с анимацией
  5. Shelf Editor, Shelves и немного о MEL (Maya Embedded Language)

image

1. Общие Инструменты

Данная секция содержит в себе общую информацию о Plug-in Manager, Outliner, Hypershade, Center Pivot, World Coordinate System и Working Units, а также Attribute Editor

1.1 Plug-in Manager

Если вам нужно установить плагин, то Plug-in Manager вам в помощь. Данный редактор содержит в себе список плагинов, находящихся в разных секциях, которые видит Maya. Каждая секция — это отдельный путь на файловой системе. Здесь нас интересуют 2 чекбокса: Loaded и Auto Load. Первый отвечает за загрузку плагина в данную сессию, второй же за загрузку плагина при открытии Maya.

Во избежания танцев с бубном из-за различных местоположений ваших плагинов, я советую класть ваши плагины в /bin/plug-ins
Открыть редактор можно из главного меню: Windows -> Settings/Preferences -> Plug-in Manager

1.2 Outliner

Outliner показывает иерархически список всех объектов в сцене. По умолчанию видны только DAG объекты (остальные скрыты по умолчанию) и не видны шейдеры, материалы и т.п… Для того, чтобы это изменить можно вызвать меню при помощи клика правой кнопкой мыши на Outliner и изменением статуса соответствующих чекбоксов. Пожалуй это самый используемый редактор в Maya, но ему в спину дышит редактор нод — Hypershade

1.3 Hypershade

Главный и основной редактор, если речь заходит о нодах. Hypershade является центральной рабочей областью для шейдинга. Здесь вы можете создавать редактировать и соединяя друг с другом различные ноды\узлы, такие как текстуры, материалы, источники света и т.д.

Открыть его можно:

  1. Нажав на иконку Hypershade в панели инструментов
  2. Из главного меню: Windows > Rendering Editors > Hypershade

Можно выделить следующие примеры использования:

  • Удобно работать со всеми нодами в одном редакторе: легкое переключение между ними, добавление текстур, света, камер и т.п.
  • Все свойства нод легко меняются в Property Editor.
  • Вы можете сразу наблюдать эффект в при изменении материалов в Material Viewer абстрагируясь от вашей 3Д модели

1.4 World Coordinate System и Working Units

Вам может понадобится изменить вертикальную ось, а также меры измерений. Сделать это можно в Windows > Settings/Preferences > Preferences -> Settings
Примеры использования:

  • При импортие, чтобы убедиться, что значения и размеры объектов импортнулись в Maya корректно. Безусловно, метры в сантиметры и наоборот перевести не составит труда. Раскрывается данная функциональность если вы работаете, например с мало используемыми у нас футах, дюймах и т.п.
  • При экспорте: если система, в которую вы, в последующем, будете импортить вашу сцену, должна принимать определенные измерительные единицы, например Unreal Engine 4.

1.5 Center Pivot

Функциональность, которая возвращает пивот (точку опоры) в центр элемента. Относительно этой точки пользователь делает все изменений (смещение, поворот, масштабирование). Крайне полезная функциональность, особенно если вы либо потеряли пивот, либо он находится в неположенном месте. Чтобы вернуть пивот в центр модели нужно использовать Modify -> Center Pivot. К слову, изменить местоположение пивота можно при помощи мыши при зажатой кнопки D на клавиатуре.

1.6 Attribute Editor

Attribute Editor хранит в себе все атрибуты выбранного объекта. Вкладки в верхней части позволяют выбирать узлы (nodes), подключенные к текущему. Здесь вы можете осуществлять все манипуляции с атрибутами ваших объектов. Незаменимая вещь для быстрого доступа к свойствам объекта, хотя большинство манипуляций можно совершать и из Hypershade. Открыть данные редактор можно при помощи Windows > General Editors > Attribute Editor / Windows > UI Elements > Attribute Editor, а также нажатием Ctrl+A (сочетание клавиш по умолчанию)

2. Работа с геометрией (полигональной сеткой)

2.1 Poly Count

После включения в левом верхнем углу ViewPort у вас появится 3 столбца. В левом перечислены общие значения для всех видимых объектов, в среднем — значения для выбранных объектов, а в правом столбце показаны значения для выбранных компонентов объектов, которые частично видны во ViewPort. Чтобы включить Poly Count вам нужно выбрать "Display -> Heads Up Display --> Poly Count"
Примеры использования:

  • Определение количества полигонов, треугольников, вертексов в модели просто по клику по 3д объекту или группе объектов
  • Контроль количества полигонов во всей сцене

2.2 Включить отображение Normals, Tangents, Binormals

Функция включения отображения нормалей, тангентсов и бинормалей. Отображение включается на самой модели. Чтобы включить отображение вам нужно выделить объект и использовать Display -> Polygons -> Vertex Normals для нормалей и Tangents опцию для тангентсов и бинормалей в главном меню. Также можно использовать Face Normals опцию для отображения соответствующих нормалей.
Примеры использования:

  • Крайне полезно для проверки этих атрибутов (в случае работы с группами сглаживания и т.п.)

2.3 Triangulate, Quadrangulate mesh

Функция триангуляции и квадрангуляции полигональной сетки меняет структуру полигональной сетки на треугольники (triangulate) или квадраты (quadrangulate). По умолчанию полигональная сетка в Maya состоит из квадратов. Данные функции находятся в меню Mesh: Mesh -> Triangulate/Quadrangulate
Примеры использования:

  • Более точный прогноз финального количество вершин (vertices), граней и т.п.
  • При триангулировании идет переиндексация, а та, в свою очередь, ускоряет обработку сетки.

2.4 Combine, separate meshes

Функция позволяющая объединять несколько полигональных объектов в один либо разделять на несколько. Использовать можно при помощи вызова из главного меню Mesh -> Combine/Separate
Примеры использования:

  • Комбинирование объектов помогает сделать сложный объект из примитивов
  • Разделите сложный объект на примитивы из которых он состоит, чтобы работать с отдельными основополагающими объектами.

2.5 Select: object, face, vertex и другое

Далеко не всегда нужно работать с целыми объектами. Если вам нужно выбрать отдельные элементы (грань, точку (vertex) и т.д.), то можете выбрать объект и кликнуть правой кнопкой мыши на Viewport и из контекстного меню выбрать что вы хотите выделять: Vertex, face, edge и т.д.
Примеры использования:

  • Выделение отдельных частей сетки нужно для деформации объектов (вручную, функция Extrude и т.п.)и последующего морфинг (функция Blend Shape) и т.д.
  • Удаление отдельных элементов в готовой сетке

2.6 Blend objects (morphing)

Смешивание объектов нужно для того, чтобы один объект трансформировался в другой. После применения данной функциональности можно контролировать степень трансформации, а также анимировать этот параметр. Чтобы активировать его вам нужно выбрать ваш основной объект и объект в который основной будет трансформироваться. Ваш основной объект должен быть выделен зеленым цветом. Чтобы активировать его вам нужно:

  1. Выделить целевой объект и его деформированные аналоги. Убедитесь, что объект, который будет подвержен трансформациям выделен зелёным цветом.
  2. Используйте Deform -> Blend Shape
  3. В Attribute Editor найдите вкладку Blend Shape и, используя соответствующие ползунки, регулируйте степень изменений.

Примеры использования:

  • Трансформация одного объекта в другого полностью или частично
  • Создание и использование анимации такой трансформации

2.7 Reduce (Poly Reduce)

Данная функциональность в автоматическом режиме уменьшает количество полигонов в вашей полигональной сетке. Чтобы использовать Reduce вам нужно выделить объект и использовать Mesh -> Reduce. Вы можете менять процент уменьшения полигонов, указать желаемое количество треугольников и т.п. после использования Reduce. Если у Maya не получится осуществить Reduce до желаемого вами значения, то она будет использовать ближайшее возможное от указанного вами.

Если ваша модель анимирована, то, после децимирования, анимация будет пересчитываться на каждом кадре при ее активации. Чтобы избежать этого вы можете удалить Non-Deformer History при помощи использования соответствующей функции (Edit -> Delete by Type -> Non-Deformer History), но тогда вы не сможете откатиться на предыдущие изменения при работе с вашей моделью, т.к. история будет удалена.

Стоит отметить, что данную функцию лучше не использовать на моделях со скелетной анимацией, т.к. в большинстве случаев, результат будет, мягко говоря, некорректен: деформации будут слишком сильные и ваша сетка будет расползаться из-за анимации.

Примеры использования:

  • Уменьшение полигонов в сетке (как на всей, так и на ее части) для уменьшения размера файла, загрузки в нужные вам ресурсы и т.п.

2.8 Clean Up

Данная функциональность избавляется от ненужной вам геометрии в вашей полигональной сетке, такой как zero area faces, zero length edges, non-manifold mesh и т.п. Такая геометрия может появиться как при дизайне модели, так и после использования функции Reduce. Чтобы очистить модель вам нужно её выделить и выбрать Mesh -> Cleanup
Стоит отметить, что Cleanup сама может породить non-manifold геометрию, т.к. она объединяет вершины (vertices), убирает zero-length ребра и т.д. В таких случаях лучше используйте данную функциональность несколько раз.

Примеры использования:

  • После использования Reduce бывают случаи, когда Maya отказывается экспортировать модели с анимацией и сама советует использовать Cleanup, чтобы убрать ненужную геометрию.

3. Работа с текстурами

Данная секция содержит в себе общую информацию о File Path Editor, UV Editor.

3.1 File Path Editor

Данный редактор хранит в себе все пути для ссылок, текстур, аудио и других файлов, которые включены в вашу сцену. File Path Editor позволяет быстро и легко диагностировать и исправлять проблемы с путями к файлам, например переназначить их.

Открыть редактор можно выбрав “Windows -> General Editors -> File Path Editor”

Примеры использования:

  • Исправление путей, по которым уже не найти нужные файлы
  • Замена одних файлов на другие

3.2 UV Editor

UV Editor позволяет просматривать и редактировать UV координаты текстур для полигонов, NURBS и т.д. Чтобы включить его вам нужно использовать “Windows -> Modeling Editors -> UV Editor” или через меню UV -> UV Editor в меню для моделирования (Modeling). В данном редакторе вы можете делать все необходимые манипуляции с UV координатами.

Примеры использования:

  • Работа с UV координатами и текстурной картой, их модификация (flip modify и т.д.)
  • Мгновенный просмотр итоговой текстуры и ее координат после применения всех модификаторов
  • Просмотр ваших текстур в различных режимах: Wireframe, UV distortion и т.д.

4. Работа с анимацией

Данная секция содержит в себе общую информацию о Graph Editor, Time Editor, инструменте Quick Rig.

4.1 Graph Editor

Graph Editor хранит в себе список всех файлов сцены и, при клике на объекты, отображает их анимации, если таковые имеются. Внутри данного графика вы можете создавать, просматривать, изменять кривые анимации, ключевые кадры и т.п. Открыть Graph Editor вы можете из главного меню: “Windows -> Animation Editors -> Graph Editor”

Примеры использования:

  • Создание, обновление, удаление ключевых кадров
  • Изменение кривых анимаций и интерполяции\э между ними
  • Работа с разными типами анимации: TRS (translation, rotation, scale), Skeleton, Morphing

4.2 Time Editor

Time Editor — это комплексный инструмент для создания и редактирования анимации. Он объединяет процессы редактирования анимации из существующих редакторов, предоставляя вам интуитивно понятный рабочий процесс на основе клипов для нелинейного редактирования анимации, который позволяет легко перемещаться между представлениями на уровне клипов и деталями на уровне клавиш.

Чтобы открыть редактор времени вам нужно главном меню Maya выбрать "Windows -> Animation Editors -> Time Editor.

  • Создание и удобная работа с последовательностями анимаций у любого объекта или атрибута в Maya
  • Группировка, обновление клипов
  • Установка зоны воспроизведения анимаций

4.3 Инструмент Quick Rig

Quick Rig нужен, чтобы в автоматическом режиме связать вместе вашу модель и скелет.
Данный инструмент находится в панели “Animation” и крайне полезен, если вам не нужна высокая точность в весах, но нужна модель с привязанным к ней скелетом.
Чтобы открыть панель для работы с данным инструментом, вам нужно:

  1. Выбрать модель и скелет
  2. В панели “Animation” открыть “Windows -> Animation Editors -> Quick Rig”
  3. Нажать кноку “Auto-Rig”
    Хотя, если вы в принципе не хотите возиться со скелетной анимацией, то можете скачать уже готовую модель с разными пресетами движениями на ресурсе Mixamo. Вы можете как выбрать нужную вам модель и анимацию из большых списков уже готовых моделей и пресетов анимаций, так и добавить свою антропоморфную модель с последующим добавлением скелета и выбором готовой анимации к ней.
    Примеры использования:
    • Быстрое (в 1 клик) назначение скелета к модели. Для этого вам нужно выбрать модель, скелет
    • Если вам не подходит конечный результат, то можно выбрать режим “Step-By-Step”

5. Shelf Editor, Shelves и немного о MEL (Maya Embedded Language)

Данная секция содержит в себе общую информацию Shelf Editor, самих shelves, MEL (Maya Embedded Language), Script Editor и о том как начать автоматизировать ваши процессы внутри Maya при помощи MEL.

5.1 Shelf Editor, shelves

Shelves и Shelf Editor крайне полезны и помогают пользователю использовать функциональность Maya в 1 клик. Добавляйте свои shelves, редактируйте уже существующие. В таких элементах интерфейса вы можете добавлять любые инструменты, редакторы и даже сохранять ваши скрипты. Чтобы сделать это вам нужно навести курсор мыши на инструмент, который вы хотите добавить, зажать “Shift + Ctrl” и кликнуть на элемент. После этого он будет добавлен в текущий выбранный shelf.
Примеры использования:

  • Быстрое использование комманд, инструментов, редакторов
  • Создавайте новые shelves для разных нужд: создание новых объектов, работа с анимацией, все нужные вам редакторы и т.п.

5.2 Maya Embedded Language (MEL)

MEL — это скриптовый язык, лежащий в основе Maya. Пользовательский интерфейс Maya создан преимущественно с использованием MEL. Всё, что вы можете сделать используя UI программы, может быть интерпретировано и автоматизировано при помощи MEL.
Самый простой сценарий для базовой автоматизации чего-либо в Maya — это сделать то, что вам нужно используя UI программы, далее открыть Script Editor (о нём чуть ниже) и сохранить себе команду, которая была использована для выполненной функциональности. Для большего удобства вы можете сохранить данный скрипт в shelf, созданием соответствующей кнопки.
Примеры использования:

  • Быстрое использование комманд в обход UI.
  • Автоматизация вашей работы

5.3 Script Editor

Script Editor позволяет посмотреть использованные и вводить свои MEL или Python скрипты, сохранять ваши команды в виде кнопки на выбранном shelf, а также просматривать историю использования команд. Открыть Script Editor можно следующими способами:

  1. В главном меню: Windows -> General Editors -> Script Editor
  2. При помощи соответствующей кнопки в нижнем левом углу интерфейса Maya

Примеры использования:

  • Просматривайте и анализируйте используемые в течении работы команды
  • Копируйте, комбинируйте, создавайте и используйте MEL команды для создания своих собственных скриптов
  • Сохраняйте скрипты в виде кнопок на ваших shelves для быстрого их использования

На данный момент были перечислены все основные инструменты и редакторы, с которыми я работал наиболее интенсивно. Буду рад вашим комментариям, а также упоминанием той функциональности, которая еще не была перечислена в данной статье!

maya_save_unknown_data.jpg

File contains unknown nodes or data. To preserve this information, the current file type cannot be changed.

Таким образом, чтобы восстановить возможность сохранения сцены в любой формат ( Maya ASCII или Maya Binary ), можно попробовать найти и установить необходимые плагины, либо же, что чаще бывает актуальным — пойти хирургическим путём и просто удалить неизвестные данные. В моём случае такая ошибка возникала не из-за отсутствия плагинов, а после ручного восстановления работоспособности файла сцены из копии, созданной после "вылета" программы ( о том, как восстанавливать такие файлы, будет отдельный материал ), поэтому альтернативы удалению неизвестных данных не было.

Сделать это можно двумя способами:

Maya Optimize Scene

delete `ls -type unknown -type unknownDag -type unknownTransform`

После этого все неизвестные ноды и данные будут удалены, а вы снова сможете сохранить свою сцену в формате на выбор ( .ma или .mb ). Однако стоит понимать, что в некоторых ситуациях удалять неизвестные ноды всё же не стоит — например, если вы получили файл от коллеги по работе и затем должны вернуть его, выполнив какую-то свою часть работы, то возможно предположить, что коллега не обрадуется, получив обратно файл с удалёнными нодами от каких-то плагинов, которыми он пользутеся, а вы — нет. Однако, если вы работаете один и вам, к примеру, из сцены нужна только геометрия — сцену смело можно "почистить" в большинстве случаев.

Сайт Autodesk также предлагает несколько иное решение проблемы — принудительно изменить тип файла на Maya ASCII при помощи следующей команды:

file -type "mayaAscii";

Эта команда изменит внутренний тип файла и Maya будет "думать", что он изначально был Maya ASCII. Таким образом вы сможете сохранить данную сцену в .ma формате.

Читайте также: