С появлением в нашей жизни компьютеров оказалось что восприятие текста

Обновлено: 06.07.2024

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Золотарев Д. А., Белько Т. В.

В данной статье проводится сравнительный анализ особенностей восприятия печатного и экранного текста , описываются преимущества и недостатки интерактивной среды как информационного носителя.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Золотарев Д. А., Белько Т. В.

Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации Электронная книга как современный культурный феномен Сравнительный анализ контраста графического образа страницы печатных и электронных публикаций i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PERCEPTION PECULIARITIES OF PRINTED AND ON-SCREEN TEXT

This article presents a comparative analysis of the perception peculiarities of printed and on-screen text . Also that describes the advantages and disadvantages of the interactive media as an information carrier.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде»

УДК 003, 004.5, 004.91, 74.01/.09, 7.017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ И В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

© 2011 Д.А.Золотарев, © 2010 Т.В.Белько

Поволжский государственный университет сервиса

Статья поступила в редакцию 13.10.2010

В данной статье проводится сравнительный анализ особенностей восприятия печатного и экранного текста, описываются преимущества и недостатки интерактивной среды как информационного носителя.

Ключевые слова: интерактивная среда, дизайн, текст, печать, бумага, информация.

1 Кашин С. Цифровой удар // Секрет фирмы. - 2010. - № 8. - С. 63.

ва значительно отличается друг от друга не только с точки зрения технических средств и природы его создания, но и по восприятию и интерпретации его реципиентом. Таким образом, возникла потребность в исследовании особенностей восприятия текста и работы с ним в виртуальной среде.

В первую очередь следует задать следующий вопрос: чем отличается восприятие виртуального и бумажного текста? Пожалуй, наиболее очевидным и «весомым» отличием является нематериальность «электронного» текста. В виртуальной среде текст лишен физической составляющей и зависит лишь от параметров экрана. Это позволяет производить любые искажения и отображать один и тот же текст разными способами - его можно механически вытягивать, сжимать, поворачивать как целые текстовые блоки, так и отдельные буквы. Можно изменять размер букв как относительно - путем изменения масштаба отображения на экране, так и абсолютно - путем изменения их линейных размеров. Цвет текста, как и размер букв - один из переменных параметров в современных ПК. Он дематериализован, полностью избавлен от своей вещественной составляющей, вещественен лишь экран, при этом текст на экране не является материальным объектом в общепринятом смысле, как не материален для человеческого восприятия пучок электронов.

Качество отображения текста ограничивается возможностями дисплеев. Эти возможности стремительно возрастают, и уже скоро рядовые дисплеи не уступят бумаге по разрешающей способности, а, следовательно, тут же превзойдут ее, так как операционные системы позволяют масштабировать документы при отображении. Текст в них описывается программным способом как набор контуров. На заре появления настольных ПК рисунок экранных шрифтов, предназначенных для отображения на мониторе компьютера или экранных вариантов полиграфических гарнитур, изначально представлял собой

мозаику из точек, совпадающих с сеткой экранных пикселей, в связи с чем, приходилось корректировать рисунок шрифта под каждый кегль. В современных же шрифтах присутствует алгоритм, согласно которому контуры шрифта под-

гоняются под сетку экранных пикселей таким образом, чтобы при наложении на нее «не пропадали» части букв или не искажалась их форма (особенно это актуально для мелких кеглей).

Рис. 1. Хинтинг в цифровых шрифтах: а) контур буквы; б) наложение контура на сетку экранных пикселов; в) буква в натуральный размер на экране

Таким образом, при каждом изменении масштаба контуры букв заполняются экранными точками так, чтобы наилучшим образом соответствовать выбранному масштабу. Эта технология, получившая название Hinting (или хинтование), позволяет шрифту на экране узнаваться и сохранять свои стилистические особенности в любом размере2. Текст в программе для чтения электронных документов сохраняет четкость контуров при любом размере. В отличие от него текст на бумажном носителе, при увеличении масштаба с помощью оптики или фототехники значительно проигрывает в качестве визуального восприятия, а именно на фоне с напечатанным текстом начинает проступать фактура бумаги, заметны погрешности печати или печатный растр - все это еще более «овеществляет» текст.

Увеличивая масштаб отображения текста на экране, мы получаем интересный эффект, когда буквы, не теряя в своем качестве, кажутся не увеличенными, а приближенными, словно на самом деле они огромного размера, но находятся очень далеко. На этом можно строить целую игру с масштабами, когда, например, выделительная черта под текстом при приближении сама оказывается строкой текста гораздо меньшего размера, чем основной текст. Таким образом, вместо плоскости бумажного листа экран предоставляет нам воображаемую глубину пространства - это одна из основных особенностей виртуальной среды, где понятия большого и малого всегда относительны, в то время как в есте-

2 Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Пер. с англ. и ком. С.И.Пономаренко. - СПб.: 2004.

ственной среде сам человек является «естественным мерилом» окружающих объектов.

Отсюда следует следующее существенное различие между печатным и электронным текстом: текст в виртуальной среде не ограничен пространственными рамками. Образно выражаясь, экран монитора - не законченная картина, а окно, за пределами которого действие может продолжаться. Тем не менее, в настоящее время, как правило, используется имитация бумажного листа на экране компьютера. Это необходимо, прежде всего, для психологического комфорта и удобства работы реципиента, поскольку в таком виде текст на экране приобретает мнимые виртуальные рамки. Печатный же текст наоборот, четко ограничен рамками своего физического носителя и не существует вне этих границ. Невозможно представить себе, чтобы буквы могли выйти с поверхности книги и существовать сами по себе. Они физически привязаны к своему носителю благодаря особенностям полиграфических технологий.

Текст на экране, конечно, имеет такое физическое ограничение, как модуль памяти, в котором он хранится, и вне пределов этого носителя он существовать не может. Но хранится в модуле памяти не сам текст, а некая потенция текста, которая программными средствами может быть преобразована в любой вид и вызвана к жизни в любой момент времени. Следует также учитывать и психологический момент в различиях между виртуальной средой и печатной продукцией. Физическая ограниченность печатной продукции (книги, журнала, газеты) заключается в том, что позволяет нам воспринять ее единовременно как цельный объект (см рис. 5). Наличие трех измерений у любого объекта позволяет нам ос-

мыслить его целиком. Восприятие возможно только через ограничение. Любой сайт или электронный документ потенциально бесконечен в любом направлении, как в размере площади отдельной страницы, так и в количестве вложен-

03 Я™ >ОЛ1<М1Г • УНИХ» СООфк! УОиТиЬ

Эти значения средними, они вк препинания. Про таблицы емкости

Эти значения средними, они вь препинания. Про таблицы емкости

Рис. 2. Сравнение текста на бумаге и экране (в натуральный размер и с увеличением 300%: а) текст на экране не изменяется при масштабировании (для сравнения приведен фрагмент интерфейса);

б) текст на бумаге - при увеличении проступает фактура

•лес ма шыш ясле. т> шапка прти ТОП а. ш

Рис. 3. Относительность масштабов в виртуальной среде

ных страниц. При внедрении в него какого-либо саморазвивающегося алгоритма он становится бесконечным и во времени.

Помимо неограниченного пространства, виртуальная среда дает такое преимущество, как нелинейность восприятия, осуществляемое посредством гиперссылок (активных фрагментов текста или графических элементов, мгновенно перенаправляющих пользователя в определенное место электронного документа), всплывающих окон и построения иерархии по принципу дерева (как в случае с любым сайтом), а не цепи (классическая книжная форма). Наиболее ярким

примером «нелинейности» восприятия в печатной продукции является форма справочника или словаря, где одна приведенная информация имеет ссылку на другую, как правило, из внешних источников. Сама структура таких изданий не предполагает последовательного чтения. Не случайно, что именно такой тип изданий наиболее «комфортно» чувствует себя в виртуальной форме и даже зачастую превосходит печатные аналоги.

Рис. 4. Ограничения текста: а) в книге текст ограничен рамками страницы; б) экран представляет собой некое окно, за которым может располагаться область любого размера

Рис.5. Сравнение восприятия бумажного и электронного документа: а) бумажный носитель воспринимается одномоментно и цельно; б) электронный документ не дает представления о своих границах

В виртуальной среде принцип нелинейности используется повсеместно, являясь ее сутью. Достоинства принципа нелинейности восприятия неоспоримы, но нельзя не отметить и существенные недостатки. В частности, отсутствие возможности увидеть общую картину, окинуть взглядом и оценить, хотя бы бегло, весь объем предоставленной информации. Классическая «книжная» форма, используемая, фактически, и в периодических изданиях, дает большую степень наглядности в оценке целого. Толщина книжного блока говорит нам об объеме информации. Толщина прочитанного блока, расположенного слева и блок непрочитанного материала - справа от читателя, сообщает, какое количество страниц пройдено и сколько еще осталось. Таким образом, сама конструктивная форма информирует нас (а колонцифры уточняют), где именно мы находимся, предоставляя возможность сравнения.

Следует помнить о том, что все размеры в виртуальной среде относительны. Читая с экрана компьютера файл, мы с трудом оцениваем общий объем информации, так как номер страницы говорит нам лишь о том, сколько страниц пройдено, а не о том, сколько осталось, и даже

полоса прокрутки сбоку от окна сообщает нам это лишь условно. Ее наглядность недостаточно выразительна. Помимо навигационных преимуществ, книжная форма дает возможность более естественного для человека физического манипулирования с объектом - здесь наши манипуляции и их следствия напрямую связаны, в то время как следствия манипуляций в виртуальной среде, как правило, неочевидны, а сами протекающие процессы скрыты от глаз пользователя.

Следствием нелинейности восприятия в виртуальной среде является сходство электронного документа (сайта или сетевого издания) с картой или схемой, не имеющей «физического» начала или конца, лишь только заданные рамки, ограничивающие поле восприятия. В большинстве случаев карты описывают фрагмент местности, то есть подразумевается существование пространства за пределами карты. Конечно, если не говорить о картах мира, но и в этом случае есть пространство вне пределов планеты. Немаловажным фактором при работе с электронным текстом также является наличие или отсутствие посредников. При сравнении электронного текста с текстом на бумажном носителе можно заметить, что «бумажное» восприятие осуществ-

ляется через непосредственный физический (манипуляции с книжным, листовым изданием) и визуальный контакт (постеры, афиши). Восприятие же электронного текста всегда опосредова-

но. В виде посредников выступают различные вводные устройства и манипуляторы, интерфейсы, экраны, задействуются различные программные алгоритмы и т.д.

Рис. 6. Структура: а) линейная последовательность книжных страниц; б) древовидная структура сайта или любого подобного электронного документа, включающая гиперссылки (вертикальные связи)

Для сравнения: чтобы перевернуть книжную страницу человеку необходимо осуществить одно физическое движение, прямо воздействующее на носитель. При этом текст со страницы книги воспринимается за счет отраженного света и механизма зрительного восприятия человека. Когда же пролистывается экранная страница, то задействуется целая система, включающая в себя действия самого человека и цепочку технических устройств: рука человека, устройство ввода (мышь, клавиатура, тачпад, планшет), программа-драйвер, обеспечивающая взаимодействие устройства и системы, программа отображения электронного документа, реагирующая на команды вводного устройства и драйвер дисплея, отвечающий за формирование изображения на экране. Восприятие же текста происходит за счет свечения самого монитора. Лишь в бук-ридерах, устройствах, предназначенных для чтения книг, экран не имеет собственного свечения, что полезно для глаз и позволяет воспринимать текст более естественно.

К особенностям виртуальной среды следует отнести и то, что перевод текста из печатного в электронный формат приводит к некоторому обезличиванию информации точно так же, как печатная техника обезличивает рукописный текст. Печатная краска придает рельеф букве, иногда видимый невооруженным глазом, бумага - вещественность, имея фактуру, толщину, запах, пластичность. Текст, напечатанный на бумаге, кажется чем-то неизменным - посланием, вещественно засвидетельствованным автором. Его уже нельзя отменить или внести серьезные

изменения, в подобном случае, это будет уже фальсификация или плагиат. Буква на экране -пучок электронов или набор диодов, которые произвольно отобразили эту форму; они непостоянны, они являются временными носителями послания, тогда как бумага, как правило, - носитель без возможности перезаписи.

Все экземпляры печатной книги - оригиналы, так как нельзя считать оригиналом полиграфические пленки, поскольку они имеют лишь производственно-техническую ценность, представляют собой этап производства полиграфической продукции. По словам Владимира Кричевского: «. при воспроизведении изображений, изначально созданных для воспроизведения, оригинал и репродукция меняются местами»3.

Текст на экране монитора - всегда копия, его оригинал - файл, содержащий последовательность глифов (глиф - отдельный знак) в виде их номеров по одной из компьютерных кодовых таблиц (ANSI или Unicode), описание примененного к ним форматирования (размер, шрифт, цвет и т.д.). При этом параметры форматирования могут быть не жесткими и меняться от ситуации к ситуации. Например, текст на одном и том же сайте может поменять внешний вид, в зависимости от выводного устройства (монитора, принтера) или системы компьютера. Экран (понимая под экраном и само выводное устройство, и его программное обеспечение) - интерпретатор файла. Он выдает изображение того, как МОГ БЫ ВЫГЛЯДЕТЬ этот код. Оригинал же всегда хранится в модуле памяти и вызывается к жизни

(«тиражирует» на экран свою «копию») лишь по требованию пользователя.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что бумага не интерпретирует текст, а может лишь сообщить ему дополнительную выразительность, в то время как текст в виртуальной среде - всегда интерпретация, зависящая это свойств экрана, программного обеспечения, выставленных пользователем настроек и многих других параметров. Несомненно, интерактивная среда как носитель информации обладает рядом весомых преимуществ по сравнению с классическими печатными технологиями. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом: 1) Широкие возможности оперирования с информацией, в первую очередь текстовой. Нематериальность текста позволяет свободно управлять им - копировать, вносить изменения, в том числе параллельно с процессом восприятия. 2) Возможность нелинейного повествования за счет создания активных участков текста (гиперссылок), отсылающих к другим фрагментам информации (в печатных изданиях эту роль играют сноски, но оперирование ими не столь удобно и эффективно, в силу материальной природы) или активирующих всплывающие комментарии. Таким образом, интерактивная среда как нельзя

лучше подходит для публикации различных справочников, энциклопедий, словарей. 3) Возможность дополнения визуальной информации визуальными эффектами, анимацией, звуком, что очень удобно для увеличения наглядности или производимого эффекта4. В то же время, восприятие электронных документов (периодических изданий, книг) существенно проигрывает печатным изданиям по психологическому комфорту и удобству на уровне простого манипулирования. Преимущества виртуального текста оборачиваются его же недостатками, из чего можно заключить, что в настоящее время стоит проблема привнесения преимуществ печатных изданий в интерактивную среду.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас как никогда необходимы новые принципы подачи информации (как текстовой, так и графической), адекватные носителям, но максимально использующие преимущества 600-летнего периода книгопечатания.

3 Кричевский В. Поэтика репродукции. - М.: 2007; . Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры / Пер. с англ. А.Юдиной. - К.: 2003.

1 4 Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: 2008.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PERCEPTION PECULIARITIES OF PRINTED AND ON-SCREEN TEXT

© 2011 D.A.Zolotarev, T.V.Belko°

Volga Region State University of Service

This article presents a comparative analysis of the perception peculiarities of printed and on-screen text. Also that describes the advantages and disadvantages of the interactive media as an information carrier.

Keywords: interactive environment, design, text, printing, paper, information.

Denis Aleksandrovich Zolotarev, Assistant lecturer of the Design and Art Department, Postgraduate student. E-mail: frek@inbox. ru.

Весной (С)НАЧАЛА появляются строчки, чуть позже, когда развернутся завитки листьев папоротников и проглянут спороносные побеги у хвоща полевого, (ИЗ)ПОД листового опада показываются сморчки. Ограничений по числу участников забега не было, однако на старт вышли только пять упряжек, (ПО)СКОЛЬКУ спортсмены- любители не пожелали участвовать в соревнованиях без гарантии получения хоть КАКОЙ(НИБУДЬ) награды. Сарай, как свидетельствуют словари, - это крытое, обычно деревянное неотапливаемое строение для хранения хозяйственных инструментов, различного имущества, а ТАК(ЖЕ) помещение для скота , (В)ПРОЧЕМ , в восточных языках значение этого слова иное. Тельце у южноамериканских бабочек очень маленькое (ПО)СРАВНЕНИЮ с огромными крыльями, однако при такой, КАЗАЛОСЬ(БЫ ), небольшой мышечной массе эти бабочки могут долго летать с высокой скоростью. Сергею захотелось (ПО)БЛИЖЕ рассмотреть древнюю раковину, о происхождении которой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего урока рассказывал учитель истории.

2)Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспечивают доступ к сети в любое время и почти в любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов. На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям. В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо – глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов. Следует иметь (В)ВИДУ , что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким. (С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями , (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

3 ) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вслед за Германией печатные книги (В)СКОРЕ появились в Италии, Швейцарии, Франции, Венгрии и Испании, в России их ТАК(ЖЕ) стали выпускать в середине 16 века. Наблюдать спутник Земли очень удобно, ПОТОМУ(ЧТО ), если небо не затянуто тучами, Луна , (В)ОТЛИЧИЕ от других спутников, видна в любой день года. Нашествие саранчи (ИЗ)ДАВНА считалось страшным бедствием для людей, ПОТОМУ(ЧТО) полчища насекомых полностью уничтожали урожай. Галилей открыл закон, согласно которому тела двигаются по прямым линиям без всякого ускорения, и ТО(ЖЕ) подтвердил Эйнштейн: ТАК(ЖЕ) происходит даже в искривлённом пространстве возле Земли. (С)НАЧАЛА осень дохнула на деревья прохладным ветром, а потом легко закружила в прозрачном воздухе в волшебном танце первые сорванные листочки, понесла их ТАК(ЖЕ) легко вдоль аллей.

4)Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО)ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду. (С)ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ(ЖЕ) толпятся и ребятишки. (НЕ)СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети всё ТАК(ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки. ЧТО(БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В)МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому. (В)ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО)ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

5) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ , человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки – настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений. Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА : часть дорожной сети, построенной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала 20 века! Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ , умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не катапульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр. Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагревается (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

6) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отвесные кручи скал (В)ДАЛЕКЕ от нас (ПО)ПРЕЖНЕМУ алели в лучах заходящего солнца. Александр запрокинул голову, зажмурился, а потом широко открыл глаза: по высокому небу КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ величественно и неторопливо плыли белоснежные облака. Сгущающаяся темнота сглаживала мелкие неровности, но в ТО(ЖЕ) время придавала незнакомой местности КАКОЙ(ТО ) мрачный оттенок. (С)НАЧАЛА собака бежала (В)ПЕРЕДИ охотника, но, почуяв дичь, вдруг замерла в стойке. Любимой темой писателя, к которой он в любых обстоятельствах ВСЁ(РАВНО) продолжал обращаться (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей своей жизни, оставалась страна, существовавшая только в его воображении.

7) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

С КАКОГО(ТО) времени я отчётливо обнаружил, что мои руки стали ТАКИМИ(ЖЕ) , как у моего отца, и это, сам не знаю почему, меня обрадовало. Можно стать свидетелем чрезвычайно комичной ситуации, отметить (ПРО)СЕБЯ, (НА)СКОЛЬКО она комична, и не посмеяться. Слово «извини» мы произносим, если сделали ЧТО(ТО) непреднамеренное и в ТО(ЖЕ) время не очень серьёзное. Лёгкая тень бежит (В)СЛЕД за тучей (В)ДАЛЬ по мокрой траве… (ПО)ВИДИМОМУ , всякие небылицы о жабах рассказывают (ПО)ТОМУ, что они кажутся людям некрасивыми.

8) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧАСТУЮ идея изобретения приходит в голову человека КАК(БЫ) стороннего, далёкого от мира науки и техники. ЧТО(БЫ) избежать избыточного накопления нитратов в овощах, (В)ЧАСТНОСТИ в листьях лука, необходимо соблюдать некоторые правила. Но вопрос о том, (НА)СКОЛЬКО необходимы фундаментальные знания врачу, продолжает вызывать споры, (ПРИ)ЧЁМ достаточно острые. Это растение в Египте считалось царским , ПОТОМУ(ЧТО) пучок его листьев – (В)РОДЕ лучей солнца – бога Ра, а срез трёхгранного стебля имеет форму пирамиды. С появлением в нашей жизни компьютеров оказалось, что восприятие текста «с листа» и с экрана монитора совсем не одно и ТО(ЖЕ) , особенно, (НА)ПРИМЕР , когда речь идёт о художественных произведениях.

9) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ второго полёта я испытывал ТЕ(ЖЕ) живые, глубокие и радостные чувства, что и в первый раз. ЧТО(БЫ) уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в ТО(ЖЕ ) время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью ко злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу. Понятие «народ» живёт лишь (ПО)ТОМУ , что каждый из нас отдаёт частицу себя для (ВСЕ)ОБЩЕГО блага. Однажды (ВО)ВРЕМЯ ледохода с небольшого берегового мыса охотник увидел (ПО)СРЕДИ реки, сталкивающей ледяные глыбы, двух переправлявшихся к берегу горных коз. (ОТ)КУДА, КАЗАЛОСЬ(БЫ), могло взяться столько злости у этой маленькой собачонки, которую так любит её пожилая хозяйка?

10) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Потребность в творчестве ТАК(ЖЕ) естественна, как потребность в утолении жажды или чувства голода, (ПО)ЭТОМУ каждый человек так или иначе старается реализовать свой творческий потенциал. А.И.Куприн был уверен, что КОГДА(ТО), в страшно отдалённые века, предок современного человека летал не только во сне, но и ( НА)ЯВУ. Нужно жить так, ЧТО(БЫ) в каждом человеке, с которым мы соприкасаемся в жизни, оставалось ЧТО(ТО) хорошее от нас, от труда наших душ. Мы приходим в мир для того, ЧТО(БЫ) постичь красоту, а ТАК(ЖЕ) создать и утвердить её. Перед каждым спектаклем, пока зрители не появлялись в зале, исполнитель главной роли обычно медленно ходил по сцене и (НА)ХОДУ ЧТО(ТО) бормотал себе под нос.

11) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павлово и (ДО)НЫНЕ бережёт плодоносящее здесь повсеместно чудо-растение – комнатный лимон, привезённый купцом Карачистовым ЧУТЬ(ЛИ) не два века назад как экзотическое растение. На вершине пологого холма, (С)ВЕРХУ (ДО)НИЗУ покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. Природа родного края, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, отпечатывается в наших душах (НА)ВСЕГДА. Наши руки почти (ВСЁ)ВРЕМЯ у нас перед глазами, мы постоянно следим (ЗА)ТЕМ , что они делают. Если человек случайно наступил КОМУ(ТО) на ногу, то (ВО)ВРЕМЯ произнесённое извинение поможет сгладить неприятную ситуацию.

12) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Видно, (НА)СКОЛЬКО эксцентрична орбита Марса, (ПО)ВИДИМОМУ, именно поэтому между нашими планетами во время противостояний неодинаковые расстояния. ЧТО(БЫ) зарегистрировать право собственности на КАКОЕ(ЛИБО) недвижимое имущество, необходимо выяснить, что же представляет собой это имущество. Игры, в которых известна (ЗА)ЧАСТУЮ вся информация о позиции соперников, называются играми с полной информацией, (НА)ПРИМЕР шахматы. Делать добро другим значит делать добро себе самому, ПОТОМУ(ЧТО) так приобретается право на любовь и уважение других, а (В)МЕСТЕ с этим и право на их помощь. Электрон –не шарик, а некоторая КАК(БЫ) размытая в пространстве электрическая субстанция, движение которой представляет собой в ТО(ЖЕ) время распространение волны.

13) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души (ВО)ИМЯ того, ЧТО(БЫ) люди вокруг были красивее, духовно богаче. (В)ТЕЧЕНИЕ всей недели по утрам накрапывал мелкий дождик, к ТОМУ(ЖЕ) весь день в среду не переставая шли проливные дожди. Кто из нас, (НА)ПРИМЕР, ХОТЯ(БЫ) однажды не летал во сне? Картины Ф.А.Васильева ТО(ЖЕ) имеют свой голос, и мы слышим голос художника, (ПО)ЭТОМУ каждому чудится, будто именно для него создавались эти пейзажи. Не бывает абсолютно одинаковых и (СО)ВСЕМ бездарных людей: каждый рождается с печатью КАКОГО(ЛИБО) таланта.

14) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Успешная работа машиностроительного предприятия во многом зависит (ОТ)ТОГО, (НА)СКОЛЬКО широко применяют передовые методы металлообработки, в первую очередь резания. (ЧТО)БЫ избежать непоправимых ошибок при установке бассейна на дачном участке, заранее подготовьте КАКОЙ(ЛИБО) эскиз или проект бассейна с учётом местных климатических условий. Неандертальцы вымерли, ТАК(КАК) они не умели изготовлять многослойную тёплую одежду, полагают австралийские учёные, ТО(ЕСТЬ) есть наступивший ледниковый период застал их врасплох. ЧТО(БЫ) привести в порядок ДА(ЖЕ) изношенные маникюрные щипчики, обычно достаточно нескольких движений по мелкозернистому абразивному бруску. КТО(ТО) считает красный цвет символом любви и страсти, и в ТО(ЖЕ) время этот цвет у многих людей ассоциируется с агрессией и опасностью.

15) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

К моменту наступления зимы листья (ЗА)ЧАСТУЮ остаются на побегах и древесина, особенно в верхней части побегов, не успевает (ДО)КОНЦА вызреть. ТАК(ЖЕ) открытым остаётся вопрос, ( НА)СКОЛЬКО вредны для живых объектов мобильные телефоны. Хочется, ЧТО(БЫ) затянувшееся «средневековье» в области лечения вирусных заболеваний НАКОНЕЦ(ТО) ушло в прошлое. Любая реформа болезненна, ПОТОМУ(ЧТО) общественное мнение инерционно, но образовательная реформа болезненна (В)ДВОЙНЕ: слишком много интересов пересекается в области образования. (НЕ)СМОТРЯ на обоснованность страхов по поводу новой всемирной пандемии лихорадки Эбола, учёным ещё, (ПО)ВИДИМОМУ, только предстоит выяснить природу этого заболевания.

16) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я люблю тебя ЗА(ТО), что ты (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою безграничную преданность. ( ПО)ЭТОМУ склону горы сошла лавина, (ОТ)ТОГО невероятным кажется спасение туристов. (ЗА)ЧЕМ совершать поступки, за которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно? (В)ДОГОНКУ ему крикнули, ЧТО(БЫ) он больше не появлялся на этой улице. Куприн-писатель получил (ПО)ИСТИНЕ всенародное признание, ПОТОМУ(ЧТО) его творчество любимо в нашей стране.

17) Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, ( БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам. (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам. (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2) Преимущества ясны: достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях; при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3) ______ компьютер— такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

2. Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

3. Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.

4. Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

5. Компьютер помогает на современном уровне реализовать творческий замысел дизайнера; при этом сам компьютер лишён творческого потенциала.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНСТРУМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Орудие для производства каких-н. работ. Ручной и. Станочный и. Контрольно- измерительный и. Хирургический и.

2. собир.То же, что инструментарий.

3. То же, что музыкальный инструмент. Струнные инструменты. Ударный и.

4. перен.Средство, способ, применяемый для достижения чего-н. (книжн.). И. познания.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. «Гигантизм» на Алтае встречается не только в растительном, но и в ЖИВОТНОМ мире: даже широко распространённые в Западной и Восточной Сибири бурый медведь и марал достигают здесь иногда внушительных размеров.

2. Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.

3. Если вы получили денежную НАЛИЧНОСТЬ в банке, то тратить её вы имеете право только по тому целевому назначению, которое указано в банковском чеке.

4. Диетологи советуют включать в рацион морскую капусту, или ламинарию, чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток йода в организме, а кроме того, ламинарию можно использовать как средство ухода за кожей лица и тела.

5. Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ тысячи пятом году

посмотрел БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Рассматривая наскальные изображения эпохи каменного века, рисунки могут быть поняты людьми разных национальностей. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря газеты мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Все, кто написал рецензию на «отлично», дал глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЗАЧЕМ повышать голос, вас прекрасно слышно.

2. Кате вдруг стало обидно за тех людей, которые (НЕ)СЛЫШАТ сейчас этой прекрасной музыки.

3. Не надо сейчас думать о (НЕ)ВЫПОЛНЕННОМ вчера обещании.

4. Усадьбу окружал вовсе (НЕ)ЧАСТЫЙ, высокий забор.

5. В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с предложением.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ТАК(ЖЕ) как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.

2. (В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.

3. (ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (С)НАЧАЛА казалась им недосягаемой.

4. (ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

5. (КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) остаётся во власти океана.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Огонь костра то разгорается то угасает.

2. На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.

3. Задумайте любое число и увеличьте его на три.

4. Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.

5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на виноградники.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий. Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обряд традиционной свадьбы принадлежит к наиболее сложным, монументальным и архаичным памятникам русского народного фольклора.

(1)Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно. (2)По программе на этом уроке полагалось начинать «проходить Толстого». (3)Мы и начали. (4)Но как!

(5)Не было ничего сказано ни о мировом значении нашего самого великого классика, ни о его биографии — родился-умер, что написал, что говорил о других, что говорили о нём, — ничего, что полагалось бы и потому было ожидаемо, не случилось.

(6)Уже через несколько минут новый учитель оседлал первую парту — лицом к классу, ногу на скамью, и, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.

(12)Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (13)Тем не менее, слушайте, тянитесь, верьте в себя — это теперь принадлежит и вам тоже! (14)Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.

(15)В очерке Горького много таких деталей, таких живых и точных описаний, что Толстой делается буквально видимым. (16)Учитель верно рассчитал, что если захотеть заразить образом живого Толстого без лишних, как говорится, слов, то надо озвучить слова, расставленные на бумаге Максимом Горьким, исполненные тогда ещё, когда великий Лев был жив или сразу после того, как он ушёл.

(16)В центре нищей и хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных, обношенных и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно состояться ребятишек, в таком вот классе звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике. (18)«Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспру берегом моря и под имением Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и скомканной шляпе. (19)Сидит, подперев скулы руками, — между пальцев веют серебряные волосы бороды, — и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе. (20)В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее, чародейское, углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над землёй, как будто это он — его сосредоточенная воля — призывает и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни, будят их. (21)Не изобразить словом, что почувствовал я тогда; было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль: “Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!”»

(22)Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.

(23)Сан Саныч пронзил нас Толстым — с помощью горьковского текста.

(24)Позже нашу школу сделали «с математическим уклоном». (25)К тому времени класс Александра Александровича Титова давно с ней распрощался.

(26)Он и не вписался бы в неё, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. (27)И не могло быть иначе. (28)Мы становимся теми, кто нас учит.

(По Д. Орлову*)

* Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Главный секрет успеха на ЕГЭ по русскому языку - это прочная база, которая сформировалась ещё до 9 класса. Если есть какие-то пробелы, их надо восполнять. Как это можно сделать одновременно готовясь к сдаче обязательного экзамена?

Ловите. Совет первый.

1. Возьмите тетрадь в клетку 24 листа.

2. На каждой страничке напишите номер задания и слова:

Задание 1 (2, 3 и т.д.)

(Можно сделать таблицей)

Например.

Знать: что такое текст, тема т., основная мысль т., ключевые слова.

Уметь: понимать тему и основную мысль т., находить ключевые слова и составлять из них цепочку.

План действий. 1. Читаю текст. 2. Определяю, о чём он. 3. Нахожу ключевые слова, составляю из них цепочку. 4. Смотрю предложенные варианты задания и соотношу с ключами.

Тренировочный вариант.

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<…> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

1) С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.

2) Компьютер не наделён творческим потенциалом , как считают многие, а является лишь удобным современным инструментом в реализации творческого замысла художника-дизайнера.

3) Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.

4) Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов .

5) Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера ; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

Тема. Преимущества использования компьютера в жизни художника-дизайнера как инструмента для воплощения его творческого замысла.

Ключи. Компьютер - преимущества - умная машина - инструмент для реализации замысла художника.

Ответ: 25. В обоих вариантах повторяется тема и основная мысль. Значит, содержится главная информация.

Данный способ позволяет чётко обозначить, что делать в этом задании. Запомнить план и не рассеивать внимание на экзамене. А также вы сможете определить, каких знаний недостаёт, чтобы прочитать (вспомнить, выучить) заново.

Попробуйте. Поделитесь своими замечаниями. Кому понравится, поставьте лайк. Буду признательна за любую реакцию.

Читайте также: