Телевизор или планшет ребенку

Обновлено: 07.07.2024

По мнению окулистов, самое пагубное влияние на не сформировавшееся до конца детское зрение оказывает просмотр мелких изображений, близкое расстояние до экрана от глаз и самое опасное - склоненная вниз голова. В таком положении глаза ребенка выполняют наиболее сложную, так называемую прецизионную, или высокоточную работу и испытывает большую нагрузку. Именно склонение головы при просмотре мультфильмов или чтении текстов с планшета, мобильного телефона или книги, лежащей на горизонтальной плоскости, способствует развитию близорукости у ребенка.

По совокупности факторов в рейтинге вредности техники на детское здоровье лидируют мобильные телефоны, которые в наши дни можно увидеть и в руках пятимесячных малышей. Телефоны опаснее всего для зрения ребенка, потому что в них мелкое изображение и маленькие буквы, чем в планшетных компьютерах. Кроме того, рассматривать мобильный телефон надо, склоняя голову с близкого расстояния. Также надо глядеть изображения и читать тексты с планшета, но у них дисплей сравнительно больше экрана смартфонов.

Компьютер тоже портит зрение, но он хотя бы стоит на столе и такое расположение несколько снижает его вред. Взгляд ребенка направлен прямо, немножко вдаль. А планшет находится внизу, в руках или на коленях, что заставляет ребенка постоянно склонять голову. Поэтому планшет однозначно вреднее для здоровья ребенка, он может испортить не только его зрение, но и привести к сколиозу позвоночника.

Благодаря компьютеру в обиходе окулистов появилось новое понятие - взрослая близорукость. Раньше зрение у детей ухудшалось, как правило, в школе, так как ребенок с началом учебы вынужден длительное время сидеть, склонившись над партой, книгой и тетрадью. Учитывая то, что у детей глаза продолжают расти и зрение нестабильное, близорукость именно в этом возрасте и проявляется. А сегодня даже многие взрослые, проводящие много времени за компьютером, отмечают значительное снижение остроты своего зрения. Если же у родителей ребенка плохое зрение или имеется астигматизм, то лучше вообще не разрешать ему сидеть за компьютером.

Игры и просмотры мультфильмов по компьютеру, планшету и смартфону для детей, имеющих наследственную расположенность к близорукости, дальнозоркости и астигматизму, необходимо заменить другими развивающими средствами. Смотреть мультфильм лучше всего по телевизору, только сажать ребенка надо подальше от экрана. Безопасное для зрения расстояние - не ближе трех метров. Но смотреть телевизор ребенок должен сидя, а не лежа на диване или наклоняя голову вверх, сидя на полу. Голова его не должна быть наклонена вперед или вверх, он должен смотреть на экран прямо.

Сколько минут безопасно ребенок может сидеть перед экраном телевизора, и с какого возраста - вопросы очень индивидуальные. Общая рекомендация - после 1-2 лет можно включать ребенку мультики по телевизору по 10-15 минут в день. Если у малыша есть неврологические заболевания, он легко возбуждается, капризничает и не спит после просмотра телевизора, то ему лучше вообще не разрешать смотреть телевизор.

Известная пословица гласит: "Здоровье и счастье не живут друг без друга". Родители не должны безответственно относиться к сохранению зрения и правильной осанки ребенка. Плохое зрение и сутулость могут негативно влиять не только на внешний вид ребенка, но и на его характер и успешность. Ношение очков и искривление позвоночника неизбежно приводят к тому, что в характере ребенка появляются нерешительность и неумение преодолевать трудности. Но больше всего на формирование личности ребенка влияют не плохое зрение и сколиоз, сколько то, как на них реагируют окружающие. Детям, носящим очки или имеющим заметное нарушение осанки, очень трудно стать лидером в классе, зачастую они не хотят идти в школу и не имеют друзей из-за того, что одноклассники их обзывают "очкариком" или "сутулым".

Родители при воспитании ребенка не должны проявлять беспечность, оставляя ребенка смотреть онлайн-мультики в планшете, смартфоне или компьютере. Необходимо всегда помнить о том, что нет ничего важнее правильного развития ребенка и его здоровья. Если по возрасту ребенку разрешается смотреть телевизор не более 10-15 минут, то больше этого времени не стоит ему его включать, чтобы только иметь самой возможность заняться своим делом или отдохнуть. Играйте вместе с малышом сами и научите его общаться со сверстниками, чтобы он не требовал постоянно включать ему мультфильм и научился быть более спокойным.

Самое важное, что могут сделать родители для своего ребенка - это любить его и сохранить его здоровье, а не окружать его дорогими вещами и оставлять одного в комнате, где круглые сутки работает телевизор и компьютер. С маленьких лет берегите здоровье своего ребенка и приучите его к труду, чтобы он вырос самостоятельным человеком, способным преодолевать любые трудности.

Раньше детей любого возраста было не оторвать от телевизора, сколько не твердили бы им, что долго смотреть в экран вредно для глаз. Но в последние десять лет появился новый гаджет — планшет, который стал еще более притягателен для детей. Более того, в отличие от телевизора, планшет можно носить с собой везде. «Летидор» решил поинтересоваться мнением экспертов, что они думают о вреде телевизора и планшета.

Игорь Эрикович Азнаурян, основатель и руководитель системы детских глазных клиник «Ясный Взор», детский офтальмолог, глазной хирург

Планшет вреднее. К раннему развитию близорукости (миопии) могут привести чрезмерные зрительные нагрузки. Рассмотрим два аспекта: расстояние до рассматриваемого предмета и размер рассматриваемых предметов вблизи.

Чтобы увидеть четко картинку, ребенку нужно сфокусироваться на предмете, который он разглядывает.

Если расстояние до рассматриваемого предмета постоянно меняется (как в случае с планшетом), зрительная система ребенка испытывает большее напряжение, чем при просмотре телевизора (когда расстояние до экрана фиксировано). Это шок для зрительной системы ребенка, поскольку нужно постоянно менять фокусировку — то далеко, то близко.

Чем мельче рассматриваемые вблизи объекты, тем больше напряжение для глаз. Эти факторы приводят к чрезмерным зрительным нагрузкам, которые могут явиться причиной развития близорукости (миопии) у ребенка.

Рекомендации детского офтальмолога:

  • До 3-5 лет гаджеты нужно исключить! до 3 лет нужно ограничить, если ребенок смотрит мультики — то разрешайте не более 1 часа в день. Для детей старше 3 лет — час-полтора. Обязательно делайте перерывы через 30 минут.
  • Расстояние до экрана телевизора должно быть строго фиксированным! Оптимальное расстояние — не менее 2-х метров.
  • Нельзя смотреть телевизор и планшет во время еды за столом, лежа и в транспорте.
  • Регулярно посещайте детского офтальмолога для своевременного выявления и решения проблем со зрением ребенка.

Ольга Николаевна Мошеева, генеральный директор журнала «Оптический MAGAZINE»

Согласно результатам исследований, синий свет в 15 раз опаснее для сетчатки, чем остальной диапазон видимого спектра. Избежать его воздействия невозможно, так как он является частью спектра солнечного излучения. Но специалистов куда больше беспокоит не естественный синий свет, а тот, который дают искусственные источники освещения — например, энергосберегающие люминесцентные лампы и жидкокристаллические экраны гаджетов.

Многие — в первую очередь дети — держат эти устройства слишком близко к глазам, что усиливает интенсивность вредного воздействия. Яркость экрана, мелкие тонкие буквы на экране гаджета увеличивают глазное напряжение и могут вызывать спазмы глазной мышцы. А это становится причиной головной боли, временной потери зрения, ухудшения зрения.

Яркий свет экрана и повышенное напряженное внимание ребенка к тексту или картинке вызывают прекращение мигания. Глазная пленка, покрывающая глаза, истончается, так как не обновляется во время мигания, и происходят ее разрывы, что ведет к синдрому «сухого глаза» и конъюнктивитам.

В день ребенок может находиться не более 30 минут у экрана телевизора.

По некоторым исследованиям, которые проводятся в разных странах, 45,9% подростков и 50,7% двадцатилетних выбирают смартфон в качестве главного источника информации. Становится ясно, что молодым людям, которые используют планшеты и смартфоны наиболее активно, возможно, потребуется коррекция зрения с самого раннего возраста. Кстати, просмотр телевизора с появлением смартфонов снизился среди подростков, 20-ти и 30-летних.

Число людей, носящих очки, возросло с 24% в 1987 году до 54% в 2011 году. Количество пользователей контактных линз также увеличилось более чем в 5 раз: от около 700 000 людей в 1987 году до около 4,1 млн. человек в 2011 году.

Согласно «Отчету о медицинском осмотре китайских студентов 2010 года», 40,9% студентов первых курсов имели дефекты зрения — наряду с 79,2% учеников начальных классов, 67,3% учащихся средней школы и 84,7% студентов.

Итак, про телевизор, гаджеты и экраны в целом. Существует очень много доводов против того, чтобы разрешать детям до 3 лет смотреть и пользоваться ими. На картинке указано, почему этого делать не стоит. А я тем временем буду эти доводы раскрывать.


Гаджеты и зрение

Начнём со зрения. И дело не столько в том, что оно «портится», а в том, что вообще формируется неправильно.

Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.

Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3Д-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра), очевидно, развитию этих функций не способствует.

Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение детей экранами, которые плоские, так что зрительные функции не формируются должным образом и ребёнок получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.

А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание ребёнка с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и вооон на ту кошечку или машинку, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение, кстати, и окулисты советуют, для укрепления глазных мышц.

Кстати, слабость глазных мышц, неспособность расширить зрачки, сказывается затем и на освоении чтения: дети часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова, быстро устают от чтения.

Нарушение пищевых привычек
Далее: нарушение пищевых привычек, которые могут привести в дальнейшем к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.

К сожалению, срабатывает эффект собаки Павлова: ребенок, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран. Исследований на эту тему уже много. Кстати, обращали внимание, что значительная часть рекламы, рассчитанной на детей, — это реклама пищевых продуктов?

Проблемы со здоровьем
При злоупотреблении экранами возникают такие проблемы:

— с позвоночником (остеохондроз, сколиоз);
— нарушение кровообращения в шейном отделе, головные боли;
— повреждение связок запястья (даже термин специальный появился, этим заболеванием начинают страдать те, кто слишком много держит в руках смартфоны и планшеты);
— нарушение мелкой моторики (у детей она просто не развивается несмотря на то, что он вроде как тычет пальчиком в экран).

Гаджеты и развитие мозга
Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в три года. Если на этом этапе диапазон возможных действий ребёнка был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объем остается на 25 — 30% меньшим.

До четырёх лет малыш должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Если этого не произошло, то до 10-летнего возраста ещё можно развить моторику с помощью специальных упражнений, потом эта возможность исчезает.

Нарушения эмоционально-волевого развития
Замечали, как после просмотра телевизора или планшета ребёнок становится возбудимым? И это не просто так. Происходит визуальная и аудиальная перестимуляция, плюс в кровь выбрасываются гормоны стресса — и вот мы уже готовы бежать или сражаться. А вместо этого продолжаем спокойно сидеть в кресле.

Этот механизм мобилизации тела был разработан природой для исключительных случаев, а тут такой случай происходит раз в несколько секунд. Естественно, организм постепенно перенасыщается этими гормонами, происходит перевозбуждение. И, во-первых, этот стресс организму нужно как-то сбросить, а во-вторых, он становится причиной многих заболеваний.

Кроме того, экраны воздействуют на мозг на низких А-волнах, что делает человека менее критичным и более внушаемым. Когда говорят о зависимости от экранов — это не преувеличение. Во время просмотра мозг выделяет два вещества: эндорфин (природный опиум) и дофамин (который вызывает удовольствие, любовь и привязанность).

Если дофамин вырабатывается постоянно, это становится привычкой. Под их воздействием меняется структура мозга. В Германии и Южной Африке проводились исследования, в результате которых выяснили, что дети до 3 лет в результате постоянного просмотра телевизора становились зависимыми и подверженными любого рода программированию. Опыт многих мам это подтверждает.

Кроме того, происходит задержка эмоционального развития. Вместо лиц дети видят экран, он и становится основным проводником ребёнка в мир. Он диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру. Обучение дошкольников построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. А поведение героев большинства мультфильмов и фильмов, несколько преувеличено, гротескно.

Дети опять же относятся к происходящему некритично, воспринимая многое за чистую монету, даже то, что в реальной жизни невозможно или опасно.

Первая история, привлекшая к этому факту внимание общественности, произошла еще в далеком 1969 году. Мальчик выдавил брату глаз, пытаясь повторить гэг из комедийного шоу. «Когда так делают в телевизоре, никому не бывает больно», — объяснял потом он. Сейчас подобными случаями никого уже не удивишь.

Гаджеты и развитие речи
В наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Телевизор — «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», так что дети не учатся концентрировать внимание на звуке.

Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка. Специалисты 2 года наблюдали за 49 малышами в возрасте 1–3 лет, родители которых общались с ними в среднем около 5,5 часов в день.

Во время эксперимента на заднем фоне при общении малышей с родителями были включены телевизионные передачи, которые предназначены для взрослых. Исследователи выяснили, что, несмотря на содержание диалогов и их продолжительность, такое «сопровождение» приводит к замедленному развитию речевых навыков у детей. Причём совершенно неважно, о чём и как долго идёт разговор между ребёнком и родителем. Так что лучше всего во время ваших игр и общения выключать телевизор.

Другой пример: во время другого исследования (ученый из Англии Селия Вард) были получены результаты: у 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития, если они смотрели телевизор или слушали приемники, пластинки, то есть любые электронные девайсы.

Если они продолжали до 3 лет смотреть телевизор, то они отставали в своем развитии на год по речи, наблюдались отклонения в моторном и сенсорном развитии. Если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребёнком, то тогда буквально за 4 месяца ребёнок возвращался к адекватным своему возрасту нормам.

Чтобы ребёнок приобрел человеческую речь ему нужно:

2. Обладать развитым речевым аппаратом.

3. Иметь желание и потребность говорить.

А третий пункт возможен только при живом общении с другим человеком. То есть с нами, взрослыми, в первую очередь.

Несколько слов про «обучающие» программы для планшетов и смартфонов
Производители очень красочно описывают, как развивается ваш малыш, когда играет в эти игры. Но мы же помним, что в этом возрасте ребёнку нужен разнообразный сенсорный опыт — только тогда мозг получает необходимую пищу.

Чем больше внешних стимулов в детстве, тем активнее и формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребёнок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся, восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения, принимал решения…

Именно это нужно растущему мозгу сегодня, как и тысячу лет назад. Ему нужна пища — опыт. Поэтому создавайте правильную среду и условия для развития вашего малыша и тогда телевизор и гаджеты ещё долго не понадобятся. Их время тоже придёт, когда ребёнок будет к этому готов.

Так что просмотр мультфильмов и вообще доступ к экранным технологиям — однозначно после трёх и очень дозированно! Выбирайте мультфильмы с реалистичными сюжетами, добрыми героями, лучше без излишнего экшена. Многие советские мультфильмы, например, попадут под это описание. Но и хорошие современные мультфильмы тоже есть, просто прежде чем показывать, просмотрите их сами.

Офтальмолог отвечает на вопросы родителей и рассказывает, портится ли зрение от гаджетов и телевизора, есть ли польза от витаминов и черники, и могут ли дети носить контактные линзы.


Клавдия Ермошкина

Детский офтальмолог клиники «Фэнтези»

отвечает на вопросы родителей и рассказывает, портится ли зрение от гаджетов и телевизора, есть ли польза от витаминов и черники, и могут ли дети носить контактные линзы.

Когда нужны плановые осмотры ребенка окулистом?

Первый плановый осмотр — в возрасте 1 месяца. Он очень важный! Необходим для исключения врожденных заболеваний, которые могут помешать нормальному развитию зрения, правильной проекции окружающего мира на сетчатку глаза: это врожденная катаракта, помутнение оптических сред глаза, врожденное косоглазие. Следующий плановый осмотр — в 1 год. Мы закапываем капли для расширения зрачка, проводим исследование рефракции (силы преломления световых лучей). Цель — исключить аномалии рефракции, вовремя увидеть такие заболевания, как амблиопия («ленивый глаз»), косоглазие. Осматриваем глазное дно. Если при каждом осмотре ребенка его острота зрения соответствует возрастной норме, к офтальмологу дальше достаточно приходить 1 раз в год. Если выявляется отклонение, то необходимо проводить лечение (коррекцию) и контролировать состояние каждые 4-6 месяцев.

В каком возрасте какие заболевания диагностируются?

В младшем (дошкольном) возрасте самая частая патология глаз — это амблиопия («ленивый глаз») и косоглазие. И единственная профилактика — своевременный осмотр ребенка врачом окулистом и назначение лечения. В школьном возрасте самая частая патология органа зрения — это прогрессирующая близорукость.

Как родителям заметить проблемы со зрением у ребенка?

В дошкольном возрасте родителям очень сложно их заметить. Если, конечно, нет видимых отклонений от нормы. Максимум, родители могут заметить, что правый или левый глаз начал косить к виску и к носу. Родители могут обратить внимание на то, что ребенок стал часто тереть глаза руками, что глазки стали краснеть, или ребенок стал щуриться. В школьном возрасте в большинстве случаев проблемы со зрением связаны с близорукостью. При этом ребенок может и не отмечать снижения зрения. Детям сложно оценивать остроту зрения и формулировать четко жалобы. У них отсутствует представление о том, что зрение может быть каким-то другим — лучше или хуже, чем они привыкли видеть. Если у ребенка начинает снижаться успеваемость в школе, пропадает интерес к учебе, это вполне может быть связано со зрением.

Косоглазие у малышей это признак чего-то ужасного или оно само пройдет?

Само не пройдет! Но пугаться не стоит — в подавляющем большинстве случаев косоглазие вылечивается. Главное — сразу идти к врачу. Косоглазие развивается при аномалии рефракции (гиперметропической или миопической). Родители замечают, что у ребенка один или оба глаза начинают отклоняться к виску или к носу. Причем это может быть не всегда, а эпизодически. Каждый клинический случай рассматривается врачом индивидуально. В основе лечения — коррекция очками. Это эффективный метод. Если глаз долго косил, то постепенно головной мозг отключает его из зрительного акта — нарушается зрение обоими глазами (бинокулярное зрение). Глаз становится «ленивым» — развивается амблиопия. В этом случае, учитывая степень амблиопии, мы назначаем ребенку окклюзию (заклейку) глаза, который видит лучше. Так косящий «ленивый» глаз берет на себя роль ведущего, повышается его острота зрения. Окклюзию доктор назначит на несколько часов в день, на 3-4 месяца с контролем динамики. В тех редких случаях, когда эффекта от терапии все же нет, необходима операция. Это несложная манипуляция на мышцах глазного яблока, которая, как правило, проходит в один этап.

На самом деле нет доказанного эффекта от витаминов и пищевьiх добавок при большинстве заболеваний глаз.

Помогают ли витамины с точки зрения доказательной медицины? А черника?

На самом деле нет доказанного эффекта от витаминов и пищевых добавок при большинстве заболеваний глаз, в том числе в лечении прогрессирующей близорукости у детей, амблиопии и астигматизма. Нет также доказанной роли витаминов и БАДов в профилактике этих заболеваний. Назначение этих препаратов не оправдано и не практикуется в развитых странах. Черника не имеет отношения к хорошему зрению. То, что черника помогает улучшить симптомы какого-то глазного заболевания, или может быть профилактикой, всего лишь распространенный миф.

Очки или линзы? С какого возраста можно носить линзы и какие лучше?

Очки, несомненно, являются простым способом коррекции, они удобны и практичны. Мягкие контактные линзы (МКЛ) — альтернатива очковой коррекции. Сегодня у нас огромный выбор МКЛ, мы отдаем предпочтение линзам с коротким сроком ношения. Подбор линз обязательно нужно проводить в кабинете офтальмолога, выбор зависит от конкретного случая и цели, которой мы хотим добиться. Бывают клинические ситуации, когда назначают мягкие контактные линзы даже совсем маленьким детям — с 0 лет. Если у ребенка по каким-то причинам удалены структуры глаза (хрусталик или стекловидное тело). Это происходит при редких заболеваниях глаз: врожденной катаракте, ретинопатии недоношенных.

Передается ли плохое зрение по наследству?

Да, действительно, по наследству от родителей к детям могут передаваться близорукость, астигматизм. Самые частые причины близорукости — это наследственность, а также избыточная работа на близком расстоянии (планшеты, телефоны, чтение).

С какого расстояния можно смотреть телевизор? А книги? Там же мелкий шрифт.

Наш глаз устроен так, что вдаль мы смотрим без напряжения, а близкие предметы мы хорошо различаем за счет напряжения внутриглазных мышц. И длительное напряжение глаз в молодом возрасте может привести к развитию миопии (близорукости). Человеческий глаз любое расстояние более трех метров воспринимает как даль, и напряжения внутриглазных мышц не происходит. То есть если мы не будем «прилипать» к экранам телевизоров, компьютеров, планшетов, книжным страницам, то ничего плохого со зрением не случится. А если будем, то да, очень большая вероятность, что разовьется близорукость, которая будет прогрессировать. Оптимальное расстояние для просмотра ТВ — 3 метра и больше. Для чтения книг, при работе на планшете и смартфоне расстояние от глаз 30-40 см. Действительно мелкий шрифт встречается, как правило, только в специальной литературе. В обычных книгах для детей и школьников шрифт все же не такой мелкий — его вполне комфортно можно читать с расстояния 30-40 см.

Что больше всего влияет на зрение? Планшеты, телевизор правда так вредны?

Здесь я могу говорить только с точки зрения детского офтальмолога — возможный вред телевизора, планшетов, смартфонов и т.д. в прогрессировании близорукости не доказан. Поэтому офтальмолог не может решать, сколько проводить времени вашему ребенку с телефоном или планшетом, это родители решают сами. Но мы советуем: «Минимизируйте работу на близком расстоянии!». Главное — не смотреть в экран с близкого расстояния.

Кстати, правда ли смотреть в экран в движении (в машине или поезде), то есть при тряске, вреднее?

Само по себе движение и подергивание экрана не играет никакой отрицательной роли для зрения. Здесь опять же важно расстояние от экрана до глаз. Если близко, происходит напряжение внутриглазных мышц. Если экран на расстоянии 30-40 см, на зрение это никак не повлияет.

Читайте также: