Типы компьютерных тестовых заданий определяются

Обновлено: 06.07.2024

При использовании компьютерных технологий в обучении тестирование заняло ведущую роль. В некоторых странах тестирование практически вытеснило традиционные формы контроля.

Для создания качественных тестов была разработана специальная теория тестирования – тестология, которая оперирует понятиями надежности, валидности, матрицы покрытия и т.д.

Программ для создания компьютерных тестов – тестовых оболочек – огромное количество. Широкое распространение этих программ сдерживается отсутствием простой и нетрудоемкой методики составления тестовых заданий, с помощью которых можно наполнять тестовые оболочки.

Технология проектирования компьютерных тестов предметной области

Эксперты чаще используют метод нисходящего проектирования модели знаний, так называемая технология «сверху – вниз». Сначала составляют генеральное содержание предметной области, разбивают ее на модули (разделы). Затем модули разбиваются на элементарные подмодули, которые наполняют педагогическим содержанием.

Возможно использование обратного метода проектирования от частного к общему, технология «снизу – вверх». Чаще всего используется группой экспертов при разработке модели знаний сложной и объемной предметной области или для близких по структуре и содержанию предметных областей.

Каждый модуль будет иметь входящую информацию, которая состоит из набора необходимых понятий других модулей и предметных областей, а на выходе создается совокупность новых понятий, знаний, которые описаны в данном модуле.

Структура линейной модели знаний. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модуль может состоять из подмодулей. Элементарным подмодулем является неделимый элемент знания, который может быть представлен в виде базы знаний, базы данных или информационной модели. Понятия и отношения между ними представляются семантическим графом.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Граф модуля знаний. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модуль знаний по теме «Исследование графиков функций». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С помощью модульного представления знаний можно:

  • организовать систему контроля посредством компьютерного тестирования, которое допускает промежуточное тестирование по каждому модулю, проведение итогового контроля по всем модулям;
  • наполнить каждый модуль педагогическим содержанием;
  • выявить и использовать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

Выделяют 2 метода контроля (тестирования) некоторой системы:

  1. Метод «белого ящика» – тестирование экспертной модели знаний.
  2. Метод «черного ящика» – принцип тестирования сложной системы методом контроля входных и выходных данных.

Сложность задачи разработки тестов состоит в получении максимально объективной оценки уровня усвоения учеником проверяемых знаний.

Эксперты осуществляют подбор тестовых заданий по методу «белого ящика», а их пригодность оценивают методом «черного ящика».

Схема создания тестовых заданий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самым простым способом составления тестовых заданий является формирование вопросов к понятиям, разработка упражнений, которые требуют для их выполнения знания свойств выбранного понятия.

Более сложный этап – разработка тестовых заданий, которые определяют отношения между понятиями. Еще более глубоким уровнем заданий является их подбор, который выявляет связь понятий между отдельными модулями.

Этапы построения компьютерных тестов:

  1. Формализация экспертной целевой модели знаний.
  2. Проектирование множества тестовых заданий по методу нисходящего или восходящего проектирования.
  3. Формирование тестовых заданий и наполнение ими оболочки.
  4. Формирование полного компьютерного теста – количества тестовых заданий, которые обеспечат объективную оценку знаний ученика по изучаемой предметной области.
  5. Тестовый эксперимент.
  6. Выбор эффективного теста – оптимального по объему полного теста.
  7. Анализ, при необходимости его корректировка и использование теста.

Типы компьютерных тестов

Выделяют 3 основных класса компьютерных тестов для проверки знаний, умений и навыков:

Типы тестовых заданий на проверку знаний:

  • вопросы альтернативного типа (возможны ответы «да» или «нет»);
  • вопросы с выбором варианта ответа;
  • информативные вопросы на знание фактов (вопросы типа «где?», «когда?», «сколько?»);
  • вопросы на знание фактов, которые имеют формализованную структуру (информационную модель или схему знаний);
  • вопросы по темам, которые содержат однозначные общепринятые знаковые модели: математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;
  • вопросы, ответы на которые контролируются набором ключевых слов;
  • вопросы, ответы на которые распознаются определенным методом однозначно.

Типы тестовых заданий на проверку навыков (состоят в распознавании деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):

  • задания на составление стандартных алгоритмов (альтернативные или выбор правильного варианта из представленных);
  • выполнение действия.

Типы тестовых заданий на проверку умений. Подобны к заданиям на проверку навыков, но с использованием нестандартных алгоритмов и задач предметной области при контроле времени их решения:

  • задания на составление стандартных алгоритмов (альтернативные или выбор правильного варианта из представленных);
  • выполнение действия.

При выборе типов тестов руководствуются:

  • особенностями тестовых оболочек;
  • особенностями предметной области;
  • опытом и уровнем владения компьютерными технологиями экспертов.

Инструментальные тестовые оболочки

Инструментальные тестовые оболочки представляют собой специальные программы, с помощью которых можно создавать компьютерные тесты путем ввода тестовых заданий и формирования базы данных.

Инструментальные программы для создания компьютерных тестов делятся на два класса:

В настоящее время большое внимание уделяется разработке компьютерных тестов и их использованию в учебном процессе.

Учебный процесс, как сложная система, включает в себя четыре составные части:

структуру и содержание курса;

обучающую среду (педагог, средства и техно­логии обучения);

контроль образовательного процесса.

Первые две части образуют педа­гогическую модель знаний (ПМЗ) предметной области.

Контроль обучения осуществляется путем оценки соответствия между ПМЗ и личност­ной моделью знаний обучаемого (ЛМЗ) с помощью промежуточных и итоговых измерений уровней знаний, умений и навыков ЛМЗ.

Педагогическая модель знаний является, как правило, линейной структурой, которую можно представить в виде совокупности последовательно взаимосвязанных модулей зна­ний.

Модульное представление знаний помогает:

• организовать четкую систему контроля с помощью компьютерного тестирования, по­скольку допускает промежуточный контроль (тестирование) каждого модуля и итого­вый по всем модулям и их взаимосвязям с помощью методики «черного ящика»;

• осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием;

• выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предмет­ными областями.

Проектирование модели знаний играет важную роль для образовательного процесса. От этого в конечном счете зависит обучающая среда: учитель с его квалификацией и опытом, средства и технологии обучения, а главное — контроль обучения с помощью компьютерных тестов, который получает в настоящее время широкое распространение.

Определим основные понятия компьютерного тестирования.

Тестирование — это процесс оценки соответствия личностной и педагогической моде­лей знаний.

Главная цель тестирования — обнаружение взаимного несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия.

Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из определенного набора тестовых заданий.

Тестовое задание — это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначно определяемого ответа или выполнения определенного алгоритма действий.

Тест — набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Класс эквивалентности — множество тестовых заданий, таких, что выполнение учащим­ся одного из них гарантирует выполнение других.

Тестовое пространство — множество различных тестовых заданий по всем модулям модели знаний.

Полный тест — подмножество тестового пространства, обеспечивающего объективную оценку соответствия между личностной и экспертной моделями знаний.

Эффективный тест — оптимальный по объему и времени полный тест.

Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.

Самой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестовых заданий, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия ПМЗ и ЛМЗ.

Построение компьютерных тестов можно осуществить по следующим последовательным шагам:

1) формализация экспертной целевой модели знаний;

2) нисходящее проектирование тестового пространства;

3) формирование и наполнение тестовых заданий;

4) формирование полного компьютерного теста;

5) тестовый эксперимент;

6) выбор эффективного теста;

7) анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

Схема создания теста

hello_html_m7d814294.jpg

Подобный подход разработки интегрированных сред представляется полезным для развития теории и практики компьютерного тестирования.

В компьютерных тестах необходимо также предусматривать тестирование знаний и профессиональных способностей. Как правило, основной задачей педагогического исполь­зования компьютерных тестов является определение объема и качества знаний, уровня навыков и умений. В связи с этим удобно выделить три класса компьютерных тестов знаний, умений и навыков. Типы компьютерных тестовых заданий определяются способами одно­значного распознавания ответных действий тестируемого.

1 . Типы тестовых заданий по блоку «знания»:

• альтернативные вопросы (требуют ответа «да»/«нет»);

• вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);

• информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);

• вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

• вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.

2. Тины тестовых задании по блоку «навыки» (распознание деятельности — манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):

• задания на стандартные алгоритмы (альтернативные «да»/«нет», выбор из набора вари­антов);

• выполнение определенных действий.

3. Типы чистовых заданий по блоку «умения». То же самое, что по блоку «навыки», но с использованием нестандартных алгоритмов и задач предметной области при контроле вре­мени их решения:

• задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные «да»/«нет», выбор из набора вариантов);

• выполнение определенных действия.

Выбор типа тестов определяется:

• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовые оболочки);

• особенностями предметной области;

• опытом и мастерством экспертов.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпыва­ют их многообразия.

Хорошим считается тест, когда он:

• чувствителен к угадыванию тестируемого;

• восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

• положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует тест.

При этом тест используется школьником для обучения (тренажер, самопроверка) и контроля. Для учителя же тест служит:

• средством корректировки учебного процесса;

• вспомогательным средством для текущего контроля, дидактическим средством для обу­чения;

• для дистанционного обучения.

В настоящее время наибольшее распространение получил канонический тест (вопрос с несколькими ответами). Изложена методика построения тестов ЛАТ на основе матрицы обученности:


В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности;

критически и творчески мыслить, четко осознавать где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;

грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.);

быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах.

Учителя стараются применить более гибкую систему оценивания, используя различные способы оценки учебных показателей учащихся. Это может быть коллективное решение качественных задач, самостоятельная работа, диктант, написание конспекта, работа с дополнительными источниками, взаимоконтроль, самоконтроль, контрольная работа, тестовые задания, зачет.

Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий - тестовая технология.

Преимущества тестового контроля

объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;

достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;

эффективность - можно одновременно тестировать учащихся разных классов на одном уроке, легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя

надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;

дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;

реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;

развивается логическое мышление учащихся, внимательность;

сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Место тестов на уроках истории.
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1) контрольную;
2) обучающую;
3) развивающую;
4) воспитывающую;
5) диагностическую;
6) прогностическую.


Тесты можно использовать на любом этапе урока, как при изучении нового материала, так и при его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.
При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках, но и иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом охватывает материал по крупным блокам (определённую тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок.

При закреплении или проверке текущего материала используются тесты – минутки, рассчитанные на 10 – 12 минут урока и содержащие 5 – 10 вопросов. Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего задания. В качестве домашнего задания в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике.

Виды тестовых заданий

По уровню сложности:

Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).

Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).

Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл)

1. Задания открытого типа:

вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т. п.;

вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение.

Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия пра­вильный ответ и т. п.

Правила составления таких заданий:

использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1-2;

дополнять нужно наиболее важное — то, что проверяем;

дополнение лучше ставить в конце предложения;

вопрос формулируем четко;

ответ должен быть четким и однозначным.

Эти задания нравятся детям, снижают утомляемость.

Наибольшая трудность при составлении — наличие однозначного ответа.

2. Задание закрытого типа — альтернативный ответ

Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п.

Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию.

Подходят такие задания для проверки усвоения сложных определений, сложных процессов, графиков, диаграмм, таблиц, схем, которые могут быть разбиты на части.

(Хороший вопрос, проверяет глубокое усвоение понятия, умение сопоставлять и делать выводы.)

Правила составления таких заданий:

вопрос должен содержать одну законченную мысль;

в вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе («иногда», «обычно» и т. п.)

вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов «мало», «много», «меньше», «больше» и т. п.;

не должно быть пространственных выражений и вопросов типа «Не считаете ли вы, что. »;

вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение;

все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;

как можно реже использовать отрицание в основной части;

лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;

место правильного ответа не должно повторяться из вопроса к вопросу;

если ставится количественный вопрос, то ответы располагаются от меньшего к большему;

— правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.

4. Задания на соответствие

Это задания где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие меж­ду элементами двух списков.

Формулировка задания: установите стрелочками со­ответствие и т. п.

Подходят эти задания для выяснения фактической информации. Главный «минус» этих заданий — триви­альность (простота) тестирования.

Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать.

Пример: Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в следующем списке (оставить не заполненной графу напротив книги автор, которой не указан в левом списке).

По назначению:

Базовые тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут; Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только

пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого; время проведения .

Тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;

Итоговые тесты - тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала. Итоговый контроль (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимся необходимого уровня знаний. Проведение базовых, диагностических и тематических тестов позволяет осуществлять проектирование продвижения учащегося с уровня на уровень на основе объективных показателей (результатов тестирования) с целью подготовки его к итоговому тестированию как форме внешнего контроля.

Компьютерное тестирование

Типы компьютерных тестов

В соответствии с моделью знаний выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

Типы тестовых заданий по блоку "знания":

вопросы альтернативные (требуют ответа да - нет);

вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);

вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);

•вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);

•вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели; математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;

вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку "навыки"

задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да - нет, выбор из набора вариантов);

3. Типы тестовых заданий по блоку "умения". Те же самые, что навыки, но
использующие нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле
времени их решения:

задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да - нет, выбор из набора вариантов);

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету и сделать вывод о ряде преимуществ, которые возможно рассматривать как признаки тестовой технологии. К ним относят:
1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.
2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.
3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
4. Объективность тестового контроля, исключающую субъективные (ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя.
5. Возможность проведения традиционного («бумажного») и компьютеризированного (в локальной сети) тестирования.
6. Единство требований ко всем испытуемым.
7. Высокую надежность тестового контроля, позволяющую говорить о полноценном педагогическом измерении обученности.
8. Высокую содержательную валидность тестового контроля, основанную на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания тестов.
9. Возможность учета особенностей организации образовательного процесса в малокомплектной школе.


-75%

Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь однаиз его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля - устные и письменные экзамены и собеседования.

Существует специальная теория тестирования, оперирующая понятиями надежность, валидность, матрица покрытия и т.д., не специфических именно для компьютерных тестов. Здесь мы не будем в нее углубляться, сосредоточившись в основном на технологических аспектах.

Как отмечалось выше, широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество, и программисты-разработчики готовы строить новые варианты, так называемых, авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоемких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки. В настоящем разделе представлены некоторые подходы к разработке компьютерных тестов.

Технология проектирования компьютерных тестов предметной области. Экспертами чаще используется метод нисходящего проектирования модели знаний (технология «сверху - вниз»). Вначале строится генеральное содержание предметной области с разбивкой на укрупненные модули (разделы). Затем проводится детализация модулей на элементарные подмодули, которые, в свою очередь, наполняются педагогическим содержанием .

Другой метод проектирования «снизу - вверх» (от частного к общему) в большинстве случаев реализуется группой экспертов для разработки модели знаний сложной и объемной предметной области или для нескольких, близких по структуре и содержанию, предметных областей.

Каждый модуль предполагает входящую информацию, состоящуюиз набора необходимых понятий из других модулей и предметных областей, а на выходе создает совокупность новых понятий, знаний, описанных в данном модуле, рис. 6.13.

Модуль может содержать подмодули. Элементарный подмодуль - неделимый элемент знания - может быть представлен в виде базы данных, базы знаний, информационной модели. Понятия и отношения между ними представляют семантический граф (рис. 6.14).


Рис. 6.13. Структуры линейной модели знаний


Рис. 6.14. Семантический граф модуля знаний

Приведем пример элемента модуля знаний по теме «Исследование графиковфункций», рис. 6.15.


Рис. 6.15. Пример элемента модуля знаний

Модульное представление знаний помогает

• организовать четкую систему контроля с помощью компьютерного тестирования, поскольку допускает промежуточный контроль (тестирование) каждого модуля, итоговый контроль по всем модулям и их взаимосвязям, а также эффективно использовать методику «черного ящика»;

• осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием;

• выявить и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

Проектирование модели знаний играет важную роль. для образовательного процесса. От этого в конечном счете зависит обучающая среда: учитель с его квалификацией и опытом, средства и технологии обучения, а главное - контроль обучения.

Модульный принцип построения модели знаний позволяет использовать принцип исчерпывающего контроля - полный перебор всех тестовых заданий для заданной предметной области, что характерно для итоговых измерений уровня обученности.

Можно выделить два принципиальных способа контроля (тестирования) некоторой системы:




1) метод «белого ящика» - принцип тестирования экспертной модели знаний;

2) метод «черного ящика» - тестирование некоторой сложной системы по принципу контроля входных и выходных данных (наиболее подходит к компьютерному тестированию).

Для упрощения дальнейшего изложения введем ряд определений и понятий.

Тестирование - процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия этих моделей (а не измерение уровня знаний), оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.

Тестовое задание - это четкое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определенного алгоритма действий.

Тест - набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Тестовое пространство - множество тестовых заданий по всем модулям экспертной модели знаний.

Класс эквивалентности - множество тестовых заданий, таких,что выполнение учеником одного из них гарантирует выполнение других.

Полный тест - подмножество тестового пространства, обеспечивающее объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.

Эффективный тест - оптимальный по объему полный тест.

Самой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестов, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия личностной модели знаний ученика и экспертной модели.

Подбор тестовых заданий осуществляется экспертами-педагогами методологией «белого ящика», а их пригодность оценивают с помощью «черного ящика».


Рис. 6.16. Схема создания тестовых заданий

Самый простой способ составления тестовых заданий - формирование вопросов к понятиям, составляющим узлы семантического графа (рис. 6.16), разработка упражнений, требующих для их выполнения знания свойств выбранного понятия. Более сложным этапом является разработка тестовых заданий, определяющих отношения между понятиями. Еще более глубокий уровень заданий связан с их подбором, выявляющим связь понятий между отдельными модулями.

Множество тестовых заданий (тестовое пространство), вообще говоря,согласнопринципу исчерпывающего тестирования, может быть бесконечным. Например, для исчерпывающего контроля знании таблицы умножения целых чисел от 1 до 100 необходимо использовать 100х100 всех возможных комбинаций двух чисел. А для всех натуральных чисел тестовое пространство становится бесконечным.

Однако в каждом реальном случае существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятностной точностью оценить соответствие знаний ученика заданным критериям по экспертной модели знаний (полный тест).

Из полного теста можно выделить эффективный тест (оптимальный по объему набор тестовых заданий, гарантирующий оценку личностной модели ученика заданным критериям). Выбор эффективного теста зависит от удачного разбиения тестового пространства на классы эквивалентности, пограничные условия, создание тестов на покрытие путей и логических связей между понятиями и модулями.

В примере с таблицей умножения одним из классов эквивалентности может выступить множество заданий перемножения всех натуральных чисел на 1: 1*1, 1*2, 1*3 и т.д. Поэтому в тест достаточно включить всего лишь несколько тестовых заданий из этого класса эквивалентности.

В дальнейшем необходим тестовый эксперимент на группе учащихся, который позволит провести корректировку и доводку теста до вида эксплуатации (методика «черного ящика»).

Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять по следующим последовательным шагам:

1) формализация экспертной целевой модели знаний;

2) нисходящее (или снизу - вверх) проектирование тестового пространства;

3) формирование и наполнение тестовых заданий;

4) формирование полного компьютерного теста;

5) тестовый эксперимент;

6) выбор эффективного теста;

7) анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

Типы компьютерных тестов. В соответствии с моделью знаний выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

1. Типы тестовых заданий по блоку «знания»:

• вопросы альтернативные (требуют ответа да - нет);

• вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);

• вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);

•вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);

•вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели; математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;

• вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

• вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.

2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):

• задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да — нет, выбор из набора вариантов);

3. Типы тестовых заданий по блоку «умения». Те же самые, что навыки, но использующие нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле времени их решения:

• задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да - нет, выбор из набора вариантов);

Выбор типов тестов определяется

• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);

• особенностями предметной области;

• опытом и мастерством экспертов.

Инструментальные тестовые оболочки. Для создания тестов по предметной области разработаны и разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса: универсальные и специализированные. Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть. Среди них «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т.п. Специализированные тестовые оболочки предназначены лишь для формирования тестов. Это - «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.

Для того, чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.

Как правило, компьютерные формы представления тестовых заданий могут выглядеть следующим образом.

1. Вопросы с фасетом. Задание вопроса, в котором меняются признаки.

Пример: Назовите столицу страны АНГЛИЯ : ? _____.

2. Вопросы с шаблоном ответа.

Пример: В каком году произошла Октябрьская революция? В ___ году.

3. Вопросы с набором ключевых слов (изображений, обозначений), из которых можно конструировать ответ.

Пример: Какие силы действуют на тело, движущееся по наклонной плоскости? (сила трения, сила упругости, сила тяжести, сила реакции опоры).

4. Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.

Пример: Какой климат в Красноярском крае?

Пример: а) Кто автор планетарной модели?

б) Кто автор закона тяготения?

в) Кто автор поэмы «Мцыри»?

6. Конструирование ответа (шаблонный и бесшаблонный варианты): ответ формируется путем последовательного выбора элементов из инструментария по типу меню.

Пример: Чему равна производная функции у = Sin(x) + Cos(x) ?

у' = (Sin(x), Cos(x), tg(x), +, -, /, *, log(x), 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.)

7. Задание на конструирование изображений: с помощью графредактора,менюизображений (аналогично предыдущему примеру).

8. Задание на демонстрацию с движущимися объектами. Ответ - в виде действия тестируемого (определенный набор клавиш).

Пример: Клавиатурный тренажер на время.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности эксперта по тестированию. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства: личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.п.

Хорошим считается тест, если

• он восприимчив к угадыванию тестируемым;

• он восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

• он положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует

тест. При этом тест используется обучаемымкак

• обучение (тренажер, самоконтроль);

Для учителя тест служит

• корректировке учебного процесса;

• использованию как вспомогательного средства для контроля (текущего);

• использованию как дидактического средства для обучения;

• для дистанционного обучения.

Пример теста по школьному курсу информатики.В 1996 г. Республиканский центр тестирования использовал тесты по некоторым школьным предметам, в частности по информатике. Ниже приводится один из его вариантов (разработчики: Н. Г. Граве, И.А.Елисеев, Г.В.Тюрникова). Тесты построены на основе канонического принципа: вопрос и варианты ответа.

Разработчиками выбрана следующая модель знаний школьного курса информатики:

Использование тестирования для контроля знаний учащихся по информатике позволяет выявить уровень и качество знаний учащихся по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.

В данной статье рассматриваются типы и виды тестовых заданий; их особенности, преимущества и недостатки; требования, предъявляемые при составлении к тестовым заданиям; методика составления тестовых заданий по информатике и их применение на практике.

  • соответствовать содержанию учебного материала;
  • быть составлены с учетом соответствующих правил;
  • быть апробированы на практике;
  • быть понятными испытуемому [2, с. 77].
  • надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;
  • валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;
  • объективность [3, с. 358].

С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).

2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

3. Правильного ответа.

Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

  • возраст (класс), на который рассчитано это задание;
  • тему (предмет или предметную область);
  • предполагаемое составителем время выполнения задания;
  • сроки предъявления;
  • уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;
  • соответствие стандарту или программному материалу;
  • данные об авторе.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Рассмотрим, типологию тестовых заданий, и выделим требования к ним. Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов [2, с. 82–101].

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа

Инструкция: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Вопрос: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами.

Эти альтернативные задания в наибольшей степени соответствуют задаче выявления того, в какой степени испытуемый понимает данные. Они могут содержать проверку умений работать с графиками, навыками приближенного вычисления. Любая другая форма представления заданий будет гораздо более громоздкой и менее удобной.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Форма предоставления заданий множественного выбора:

A. Вариант ответа 1

B. Вариант ответа 2

C. Вариант ответа 3

Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (не) варианту (ом) правильного (ых) ответа (ов).

Приведем несколько примеров:

Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа.

Вопрос: Для какой операции с таблицами служит окно, фрагмент которого представлен <Рисунок 1>:


A. Суммирование по строкам.

B. Суммирование по столбцам.

C. Фильтрация таблицы.

D. Консолидация данных.

Ответ: А, С, D, F, G, H.

3. Задания на восстановление соответствия. Новая таблица

К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.

Форма представления заданий на восстановление соответствия:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Вопрос: При создании таблицы СУБД можно использовать 5 возможностей. Выберите из приведенных определений те, которые им соответствуют <Рисунок 2>:


Столбец 1 Столбец 2
А. Режим таблицы. 1. Ввод таблицы из другой базы данных.
В. Конструктор. 2. В этом режиме составляется список имен полей и задаются свойства каждого поля.
С. Мастер таблиц. 3. Создание таблицы вводом имен полей в заголовок.
D. Импорт таблиц. 4. Создание таблицы с использованием связи с таблицей из другой базы данных.
Е. Связь с таблицами. 5. Создание таблицы с помощью мастера, предлагающего выбрать поля из списка.

Ответ: А. 3. В. 2. С. 5. D. 1. Е. 4.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Приведем несколько примеров:

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Вопрос: Установите последовательность этапов проектирования экспертных систем.

Столбец 1

Столбец 2

1 А. Выбор подходящей проблемы.
2 В. Доработка прототипа до промышленной экспертной системы.
3 С. Стыковка экспертной системы.
4 D. Разработка прототипа экспертной системы.
5 Е. Оценка экспертной системы.
6 F. Поддержка экспертной системы.

Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

Задания открытого типа

К ним относятся задания двух видов:

1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Пример задания дополнения.

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это .

2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

Пример задания свободного изложения.

Инструкция: Закончите предложение.

Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это . .

Ответ: сетевой протокол.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки [2, с. 101].

Список используемой литературы

1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 576 с.

Читайте также: