Влияние современных компьютеров и гаджетов на здоровье человека

Обновлено: 02.07.2024

Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Они облегчают выполнение многих задач, дают возможность общаться без ограничений, учиться, открывать мир, но и одновременно вызывают опасную зависимость. Как и почему использование гаджетов взрослым, а тем более детям нужно ограничивать? Как длительное нахождение в смартфонах может влиять на ментальное здоровье?

Как и почему формируется зависимость?

В социальных сетях человека привлекает лёгкий развлекательный контент, осмысление которого не требует работы мозга. Иногда, это необходимо после напряжённого дня, чтобы переключиться и отвлечься от решения текущих проблем. Но с другой стороны, такого рода информация формирует зависимость и отрицательно влияет на течение мыслительных процессов, на их результативность и глубину.

Потребитель развлекательного контента видит яркие эмоциональные картинки и видео, просмотр которых не требует умственных усилий. Активное использование социальных сетей даёт ложное ощущение внутренней свободы и собственной значимости, общественное одобрение, когда каждое размещенное видео или фото собирает лайки.

Родители также могут провоцировать развитие зависимости от гаджетов у ребенка уже в раннем возрасте. Это происходит тогда, когда они во время еды ставят перед ним смартфон с мультиками. Ребенок ест, смотрит видео и не общается с мамой и папой.

Результат такого действия – формирование модели поведения «еда со смартфоном». Это чревато тем, что без гаджетов ребёнок не научится сосредотачиваться на процессе питания. В дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с усидчивостью, ему будет трудно читать и делать, не отвлекаясь, трудно будет довести дело до конца и развлекаться без смартфона.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Важно, чтобы во время уроков в школе и дома, рядом с ребенком не было гаджетов. Нужно сконцентрироваться на задании, прочитать, пересказать, решить, понять, но рядом лежащий гаджет не дает это сделать. Внимание постоянно переключается на него: хочется заглянуть и проверить, что там интересного.

Чтобы «на полную» запустить мыслительный процесс, сосредоточиться и осознать информацию, мозгу нужно 9-15 минут. Если отвлечься в этот момент, мыслительный процесс начнётся заново, и понадобится больше времени на обработку информации и поиск решения. Гаджет постоянно переключает внимание. Мозг не успевает усваивать информацию, его процесс прерывается и переключается на другое. В таких условиях трудно читать и учиться.

При постоянном просмотре развлекательного, лёгкого контента в социальных сетях у взрослого человека снижается качество мышления, а у ребёнка оно не может сформироваться. Вот почему ребенок, отвлекаясь на гаджеты, будет плохо усваивать даже самую качественную школьную программу с хорошими преподавателями и множеством часов.

Что делать?

Ограничить время использования смартфонов. Гаджет должен помогать, но не воровать время. Для этого взрослым необходимо самим выработать привычку не отвлекаться на телефон во время чтения и мыслительной деятельности. Важно, чтобы и у ребёнка, который делает уроки, не было гаджетов в поле зрения. Вместо социальных сетей тратьте время на чтение. Старайтесь читать каждый день и пересказывать прочитанное. Это тренирует мозг и является профилактикой деменции.

Для сохранения ментального здоровья важно вести здоровый образ жизни, способствующий укреплению иммунитета и снижающий риск развития заболеваний. ЗОЖ предполагает разумное использование гаджетов, отказ от табака и алкоголя, здоровое питание, регулярная физическая активность.

Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты и другие электронные устройства. Они делают нашу жизнь проще и комфортнее. Но при чрезмерном увлечении ими могут быть вредными для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно. С одной стороны, это неисчерпаемый источник информации и способ разнообразных развлечений. С другой стороны, их постоянное использование небезопасно для здоровья, формируется зависимость от этих устройств. Ежедневная потребность в электронных играх, нахождение в виртуальном мире – не каждому под силу управлять своими эмоциями, желаниями и порывами.

Согласно исследованиям, люди, которые проводят много времени, погрузившись в видеоигры в роли виртуального персонажа, теряют интерес к общению в реальности. Чем больше времени дети и подростки проводят перед экранами гаджетов, тем больше угроза их здоровью: развивается гиподинамия, нарушается осанка, снижается иммунитет. Экраны гаджетов испускают яркое свечение, которое влияет на нервную систему. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам. Играющий не совершает физической работы, но после игры чувствует себя очень уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным, нервным, у него ухудшается зрение. Ослабление зрения происходит из-за длительной зрительной нагрузки, при которой развивается утомляемость всех мышц глаза. Особенно это вредно для детей и подростков. Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят к истощению организма.

Чтобы общение с гаджетами было безопасным для здоровья, соблюдайте следующие правила:

• Пользуйтесь этими приборами разумно.

• При использовании наушников-вкладышей время безопасного прослушивания не более получаса.

• Не делайте звук в наушниках слишком громким, пытаясь заглушить внешний шум. • Давайте своим ушам отдых.

• Старайтесь разговаривать по мобильному телефону менее 5 мин.

• Мобильный телефон лучше держать в сумке, кармане верхней одежды или в руке.

• Прикладывайте телефон к уху только после соединения с абонентом. • Для борьбы с вирусами гриппа и ОРВИ (в т.ч. коронавирусами) телефон следует обрабатывать после каждого посещения публичных мест, общественного транспорта и т. д. И обязательно вечером, после окончания рабочего дня.

• Пользуйтесь ПК, ноутбуком, планшетом не более одного часа в день (для подростков)

• При работе с ПК в течение 6–8 часов необходимо каждые 2–3 часа давать отдых глазам в течение 15 минут.

• Сидите за ПК правильно: -ноги согнуты под углом 90 градусов, уперты в пол; -спину держите ровно; -руки согнуты в локтях чуть больше 90 градусов.

• Не играйте в компьютерные игры незадолго до сна.

• Для отдыха используйте не компьютерные игры, а прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, встречи с друзьями. Эти правила не слишком сложные. Самое важное – это соблюдать и выполнять их.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Опасаюсь, что обязательно наступит день,
когда технологии превзойдут простое человеческое общение.
Тогда мир получит поколение идиотов.

В современном мире стремительно увеличивается количество электонных устройств. На одну семью в России в среднем приходится 3-4 персональных устройства, с помощью которых можно оперативно выходить в интернет и хранить немало информации. Сегодня ноутбук или ПК есть в каждой семье, но немногие обходятся лишь компьютером, большинство дополнительно приобретают себе планшет, смартфон и т.д. Можно сказать, что гаджеты захватили все человечество, ведь уже годовалым детям родители покупают гаджеты. Тем более трудно представить без гаджетов сегодняшнего подростка. Мы становимся зависимыми от устройств, гаджеты упрощают нашу жизнь, но в то же время сильно привязывают к себе и все труднее оторваться от экранов своих «любимцев». Происходит подмена живого общения подростков виртуальным, причем как со сверстниками, так и с семьей. В школе практически нет учеников, которые бы не носили с собой на уроки разного рода устройства.

Проблема : все больше подростков становятся гаджет-зависимыми

Цель работы: оценить роль гаджетов в жизни подростка

Ø найти информацию об истории появления и развития гаджетов

Ø найти информацию о влиянии гаджетов на здоровье и психику подростков

Ø провести эксперимент «Возможна ли жизнь без гаджетов?» среди учащихся, для чего провести анкетирование учащихся, опрос учителей

Ø создать информационный буклет «Гаджет друг или враг?» для учащихся школы

В своей работе мы использовали следующие методы и формы:

- поиск информации в различных источниках

- анализ и систематизация полученной информации

- анализ и обработка полученной информации

Очевидно, что с каждым годом в обществе будут появляться разные устройства, и на их появление, также как и на вред от них, мы не сможем повлиять. Но относиться к ним стоит с осторожностью, следуя правилам и рекомендациям. Это необходимо каждому.

Именно поэтому, данную тему я считаю актуальной.

Происхождение термина «гаджет»

Англичане считают, что они придумали этот термин. В начале 20 века гаджетами в английском флоте моряки называли все технические устройства, названия которых они не запомнили, не знали и т.п. Впервые это слово встретилось в английской популярной литературе в 1886 году [2] . С точки зрения компьютерной грамотности получается удобно, если «в разговоре» употреблять слово «гаджет» всякий раз, когда не знаешь названия нового технического устройства или приложения. [3] Американцы говорят, что слово произошло от названия компании Gaget, Gauthier & Cie, которая участвовала в создании Статуи Свободы, и, сделав маленькую модель статуи, назвала ее этим именем. Французы уверены, что основой этого слова послужило французское, которое переводится как «небольшой аксессуар». А еще есть версия, что это слово возникло от механизма замка, по-франц.« gâchette » (хомутик, скобка) или фр. gagée (скоба, застёжка,хомут). Шотландцы полагают, что слово произошло из их инженерного жаргона, где gadge – это форма измерительного инструмента. [1]

Термин «Гаджет» имеет и другие значения.

Гаджетом была названа в свое время первая атомная бомба.

В литературе это слово встречается чаще всего в шпионских кинофильмах (сериал о Джеймсе Бонде).

Любители мультфильмов могут вспомнить Инспектора Гаджета, сила которого заключается в наборе гаджетов.

Если разбирать точное значение слова гаджет в русском языке, то оказывается, что однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Определение из словаря молодежного слэнга : техническое приспособление, чаще всего — новинка из области цифровой техники, обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями . [2] Это устройство обычно подключается через стандартные разъемы к более сложным устройствам и призвано расширять их функционал.

Но в повседневной жизни, гаджеты имеют более широкое значение. Теперь к ним относят и мелкую цифровую технику, например, мобильные телефоны, планшеты, карманные компьютеры и т.д.

С чего же все начиналось?

В поисках корней можно забраться далеко, ведь сотовый телефон – это не что иное, как радиотелефон. На вопрос «Кто же создал телефон?» школьник ответит – Александр Белл. Однако первым телефонный аппарат представил на суд Немецкого физического общества Иоганн Филипп Рейс в 1861 году. Немецкий изобретатель рассказал ученым об изобретенном им «проводном устройстве для электрической передачи звукового сигнала на расстоянии». Именно Рейс назвал свое изобретение телефоном. Ознакомившись с работой аппарата, ученые пришли к выводу, что народу такое устройство не нужно, так как сильно искажает звук. Через 15 лет два американских изобретателя – Элайш Грей и Александр Белл – в один день (14 февраля 1876 года) подали заявки на изобретение «принципа телефонирования». Александр Белл по счастливой случайности пришел в патентное бюро на несколько часов раньше, в результате чего и был признан единственным автором изобретения. [4] . Однако в июне 2002 года Конгресс США признал, что первенство в этом изобретении всё-таки принадлежит итальянцу Антонио Меуччи , который подал заявку на соответствующий патент в 1871 году .

Что же касается радио, то мы все знаем Александра Попова, который в 1895 году продемонстрировал членам Русского физико-химического общества первый в мире радиоприемник. Менее, чем через год, Попов провел первую в мире радиопередачу. В 1897 г. итальянец Маркони получает патент на устройство, похожее на прибор Попова. Поэтому Попова знает Россия, а Маркони – Запад.

Официально считается, что первый в мире мобильный телефон был изготовлен в США. В продажу сотовый телефон впервые выпустила компания «Тревел Электроникс» в 1979 году. Он весил 907 грамм и стоил как средний автомобиль. Однако мало кто знает, что в Советском Союзе 9 апреля 1957 г. был испытан мобильный радиотелефон, созданный Леонидом Куприяновым [5]

Первый электронный компьютер изобрел в США Джон Мокли [3] . Первые компьютеры были огромны и весили до 28 тонн. В 1969 году выпускается первый домашний компьютер. 1974 год положил начало всем любительским персональным компьютерам. Первый ноутбук появился в 1979 году.

Когда был создан первый планшет? В 1968 году на обозрение критиков была представлена книга Артура Кларка, а также одноименный фильм «2001: Космическая одиссея». В этом романе автор представил плод своей фантазии – небольшое многофункциональное устройство, чем-то отдаленно напоминающее современный «карманный компьютер». Некоторые до сих пор считают, что истинный создатель планшета именно Кларк, ведь его идеи вдохновили всех изобретателей, которые в дальнейшем стремились к этому открытию.

Очень близко к созданию планшета подошел Алан Кэй, ученый в сфере программирования. В своей работе «Персональный компьютер для детей всех возрастов» он предоставляет расчеты и графики для создания портативного графического устройства с клавиатурой и дисплеем. Но, развитие науки и техники тех времен, еще не было готово к появлению столь совершенного механизма.

Только в 1989 году компания Samsung выпустила устройство, которое мало походило на планшет, но оно работало автономно, был сенсорные экран и 20 Мб памяти. Несмотря на эти инновации, вес около двух килограмм, очень слабые технические характеристики и космическая стоимость аппарата (больше 3 тыс. дол.) – все это способствовало тому, что массовое производство так и не было запущено.

Самый первый персональный планшет, в классическом понимании этого слова, был выпущен брендом Apple. Год создания новейшего аппарата – 1993. Устройство Newton распознавало рукописный ввод, а примитивное меню имело такие приложения как: органайзер, календарь, калькулятор, часы, блокнот, адресная книга и программа для чтения книг. В качестве беспроводного соединения использовался популярный тогда инфракрасный порт. Из-за невероятно высокой цены он не был доступным для обычных пользователей.

Создание первого планшета в мире – это усилия многих ученых и изобретателей, благодаря действиям которых сегодня существует данный вид мобильного компьютера.

Человечество постоянно стремится к новому и более совершенному, к тому, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. Телефон открывает широкие возможности коммуникации, ту же функцию обеспечивают смартфон и планшет. Так, смартфон появился вследствие объединения телефона и КПК, это случилось в 1992 году и стало большим успехом в мире мобильных технологий. Первым смартфоном стал телефон IBM Simon, его создателем был американский оператор мобильной связи Bell South.

Мировые бренды сразу взялись за разработку подобных устройств, все время совершенствуя их. Успешным смартфоном стал продукт компании Nokia – Nokia 9000 Communicator с операционной системой GEOS, он имел полноразмерную QWERTY клавиатуру и монохромный дисплей. Аппарат совместил функциональность КПК и функции телефона, но не сумел использовать должным образом карты памяти.

В 1997 году начался бум производства смартфонов, так возник High Tech Computer Corporation (HTC). Событием стал выход на рынок смартфонов iPhone компании Apple, они то и стали самыми популярными среди пользователей. Их главным недостатком была высокая стоимость, а это означает, что позволить смартфон компании смог не каждый пользователь.

Как только мобильный телефон упал в цене, его популярность возросла. Теперь он есть практически у каждого, но это не останавливает производителей придумывать новые модели.

Начиная с 2000 года смартфоны стали гораздо функциональнее, компактнее, усложнился их дизайн. Лидерство на современном рынке перешло от компании Nokia к компании Samsung, HTC и iPhone. К 2007 году понятие «смартфон» надежно закрепилось в обществе. Прорыв в этой области сделал уже упоминаемый ранее аппарат iPhone: пользователей поразила кинетическая прокрутка изображений на экране, он стал примером идеального смартфона.

Многие люди мечтают приобрести продукцию компаний Apple –настоящий АЙ – Айфон (iPhone), Айпад (iPad), Айпод (iPod).

Айфон (iPhone) – это телефон с сенсорным экраном, позволяющий просматривать страницы в интернете, читать книги, слушать музыку и выполнять другие действия.

Айпод (iPod) – предназначался только для прослушивания музыки. Успешная премьера гаджета ожидалась любителями продукции Apple .

У учащихся Краснопресненской школы – MP 3 плееры. Потоковое аудио и хранение данных было новинкой в технологиях 20 века. В 1995 году Институт Фраунхофер разработал аудио формат MPEG -1, который был встроен в переносные устройства типа MP 3 плееры.

Айпад (iPad) – планшет. Впервые компания Apple представила планшет в 2010 году. Это устройство было больше чем iPod , но благодаря размеру использовался как мини-компьютер со всеми функциями.

очти двести ученых подписались под обращением в ООН 11 мая 2015 года, призывающим к защите от электромагнитного излучения, исходящим от гаджетов. По словам экспертов, все пользователи планшетов, ноутбуков, смартфонов входят в группу риска. Излучения гаджетов вызывают повреждения ДНК в клетках и даже могут стать причиной преждевременной смерти.
Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечнососудистой, и эндокринной систем.

· искривление позвоночника

Регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Врачи считают, что искривление позвоночника чаще встречается у людей, которые вынуждены долгое время проводить с опущенной головой.

· синдром сухого глаза, развитие близорукости

Офтальмологи утвреждают, что постоянная концентрация на небольшом объекте в течение длительного времени может вызвать сухость глаз. Человек перед монитором реже моргает. Слезная пленка высыхает и истончается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах. Но наибольшее беспокойство вызывает тот факт, что мобильные телефоны, планшеты влияют на зрение детей и способствуют развитию близорукости. Данная патология грозит и взрослым пользователям, которые подносят мобильные устройства к своим глазам.

· головные боли

Любая нагрузка, связанная с информацией (а использование компьютеров, Интернета – это колоссальная информационная нагрузка), может приводить к появлению головной боли и повышенной тревожности.

· синдром компьютерной мыши, болезнь де Кервена [7]

При частом использовании ноутбуков, планшетов может развиться синдром запястья, его еще называют «синдромом компьютерной мыши». Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый «туннельный синдром» – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.

· нарушение сна

Использование любых гаджетов может приводить к нарушениям сна, т.к. это большая визуальная и информационная нагрузка. При лечении бессонницы специалисты рекомендуют откладывать гаджеты в сторону за 3 часа до сна.

Давид Бакштейн , доктор медицинских наук: «В глобальном смысле мы пользуемся смартфонами, телефонами, сетями и всем подобным не так уж давно. И для изучения их влияния на организм нужно куда больше времени» [6]

Если человек проводит слишком много свободного времени с компьютером, планшетом или смартфоном, у него формируется зависимость от них. Постепенно другие развлечения становятся неинтересны. А лишившись любимого электронного устройства, ребенок начинает нервничать.

· «фантомные звонки»

Современное молодое поколение страдает повышенной тревожностью, утверждают психологи. Это объясняется тем, что мы постоянно находимся в контакте из-за телефонов, интернета, не можем до конца расслабиться. Из-за этого могут возникать так называемые «фантомные» звонки, когда нет звонка, но тебе кажется, что телефон звонит.

· рассеянное внимание

Постоянное использование гаджетов еще опасно тем, что плохо отражается на концентрации внимания. Особенно этому подвержены дети и подростки. То есть, с одной стороны, современная техника позволяет получать много информации, с другой, наш мозг не справляется с этой информацией, внимание рассеивается, нам трудно концентрироваться и запоминать нужное. Сейчас один из самых модных трендов в Европе – детоксикационные программы: когда люди выезжают в сельскую местность, живут в специальных отелях в условиях тишины, красивой природы и при этом полностью отказываются от «благ цивилизации»: гаджетов, компьютеров, телефонов. Это позволяет наладить сон, снять стресс, устранить тревожность и другие побочные эффекты использования современной техники.

· уменьшение словарного запаса

Использование в обучении планшетов и компьютеров может со временем привести к тому, что у детей будет меньший словарный запас по сравнению с детьми из предыдущего поколения, которые обучались традиционным способом. К таким выводам пришли в институте психиатрии Королевского колледжа Лондона после проведённых исследований.

· гаджет-аддикция

Психологи выявили новый вид психологической зависимости - гаджет-аддикция. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки. В Европе этим недугом страдают уже несколько миллионов потребителей, а с развитием технологий гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания.

· подмена реального общения виртуальным

Времяпровождение с гаджетом и виртуальное общение могут мешать осваивать навыки коммуникации, установлению полноценных социальных связей. Вместо того, чтобы заводить реальных друзей и общаться с ними вживую, некоторые дети слишком серьезно воспринимают героев компьютерных игр или общаются в социальных сетях с одноклассниками, хотя могли бы позвонить им или встретиться.

По результатам практических исследований, психологи констатируют, что подростки разучились жить без гаджетов. Привычка заполнять свое время мобильным телефоном, компьютером в любой форме, телевидением повлияли на то, что подростки разучились быть с собой, общаться с собой. Необъятный поток информации, поступающий из самых разных совершенствующихся гаджетов, просто не оставляет времени и не дает выиграть в «конкурентной борьбе» самопознанию, самоанализу.

Для выяснения наличия и частоты использования мобильных и мультимедийных устройств применялся метод анкетирования; уровень внимания среди опрашиваемых подростков определялся с помощью стандартного психологического теста.

Всего было опрошено и протестировано 32 ученика 5 –11 классов

Результаты анкетирования

В результате проведенного исследования были получены следующие данные:

- 87,5% опрошенных имеют мобильный телефон,

- 87,5% имеют выход в Интернет

Все учащиеся пользуются социальными сетями:

100% - Вконтакте 88% - Инстаграмм

72% - Одноклассники 43% - Вибер 50% - Аск

Был задан вопрос: когда вы ложитесь спать?

А ведь врачи рекомендуют не пользоваться гаджетами за 3 часа до сна.

80% опрошенных пользуются гаджетами более трех часов в день.

Все это подтверждает зависимость наших подростков от гаджетов.

Затем мы попытались провести эксперимент «Возможна ли жизнь

без гаджетов?»

Учащимся было предложено прожить без гаджетов трое суток. Согласились принять участие в эксперименте 44% опрошенных.

Это также подтверждает, что наши ребята зависимы от гаджетов .

Запишите , пожалуйста, несколько плюсов и минусов, с Вашей точки зрения. Ответы наших учителей:

Читайте также: