Втулка qr что это

Обновлено: 01.07.2024

Приветствую всех! Статьи о раме , рулевой и каретке позади, настало время рассказать Вам о велосипедных втулках.

Как всегда речь пойдет о составляющих для горных велосипедов в бюджетном сегменте.

Честно сказать с маленьким бюджетом тут особо не разбежаться. За небольшую сумму производители чаще буду предлагать Вам втулки на "насыпных" подшипниках. Это самые простые втулки, но современные втулки на насыпи очень даже неплохи. Shimano к примеру делают втулки на насыпи, которые расчитаны для начального профессионального катания. Но не будем себя тешить надеждами, к сожалению и такое врятли попадется. Однако это не значит, что дешевые втулки будут плохи. Сейчас даже малоизвестные производители делают более менее хорошую защиту.

Обратите внимание на картинку выше. Подшипник не видно, он надежно спрятан. Это говорит о том, что скорее всего там насыпной подшипник. При подборе велосипеда обратите внимание на щели в защите. Чем они меньше, тем лучшая защита будет обеспечена.

Теперь взгляните на эту втулку. Здесь промышленный подшипник представлен нашему взору, но это не значит, что он хуже. Дело в том, что сам по себе промышленный подшипник лучше защищен от внешней среды, чем насыпной. Потому ему не требуется особая защита. Эта открытость подшипника - один из способов понять какая перед Вами втулка. Второй способ - крутануть колесо и подождать пока оно остановится, но это довольно относительный метод. Вы должны иметь в наличии 2 велосипеда с разными втулками и сравнить их, чтобы понять что есть что. Втулка на промышленных подшипниках позволяет крутиться колесу очень долго. Это одно из преимуществ такой втулки. Еще одно преимущество - устойчивость к нагрузкам и агрессивной среде. В бюджетном сегменте сложно найти таковую, но можно. К примеру в модельном ряду последнего года у флагманских моделей Stels такие втулки. В несезон, во время скидок, я думаю можно урвать себе такой велосипед за 20000 рублей.

Также при выборе задней втулки обратите внимание, чтобы она была с барабаном а не с трещеткой. Внешне Вы ее врятли отличите, но есть у трещетки одна особенность: у нее обычно не бывает больше 7 зввезд сзади.

Преимущество барабанов в том, что подшипники у них находятся ближе к дропаутам (место крепления колеса к раме)

Из-за такой конструкции трещетки при включении самой большой передачи (наименьшая звезда) ось втулки начинает изгибаться, что со временем приносит немалые проблемы. Дополнительно о трещетке и кассете я расскажу в статье о трансмиссии.

Далее - эксцентрики. Кто-то считает, что лучше их избегать. Логика такова, что колеса на эксцентриках быстрее снимаются, а значит это лакомый кусок для велоугонщиков. Решать, конечно, Вам, но я бы рекомендовал просто пристегивать колеса к раме.

Ну а на этом о втулках у меня все. Ставьте лайк, если статья Вам понравилась, оставляйте комментарии.

Несмотря на внешнюю простоту, велосипедная рама включает в себя ряд составляющих, одни из которых – дропауты, или посадочные места под колеса. В общем-то, слово непривычное, возможно, многие велосипедисты даже не задумываются о том, что ушки под переднее и заднее колеса так называются.

Велосипедные дропауты: разновидности

Дропаут – специальный узел велосипедной рамы, с помощью которого на нее крепится ось втулки. На каждое колесо приходится по два крепежных ушка, независимо от крепления – гайковые или эксцентриковые.

Так как на обычном велосипеде третье колесо пока не придумали, выходит, что всего насчитывается четыре дропаута. Расположение: пересечение перьев рамы для заднего, и концы вилки – переднего колеса.

Специфика: один из секторов по окружности свободен, то есть дропаут – это, по сути, полукольцо. Основное предназначение – это закрепление колес. Также посадочные места такого типа позволяют легко монтировать и снимать колеса, без внедрения во втулку. С обычным и неведомым для велосипеда закрытым кольцевым закреплением, пришлось бы освобождать их от оси.

Какими бывают держатели колес на велосипеде? Различают два типа дропаутов.

Горизонтальные. Этот тип используется на тех моделях велосипедов, где отсутствует задний дерейлер. Применимо к заднему колесу. Выглядит такое крепление как удлиненный гаечный ключ. Запас расстояния позволяет изменять положение заднего колеса и таким образом натягивать или ослаблять цепь.

Длинный дропаут


Длинный дропаут на сингспиде

Встретить дропауты этого типа можно на синглспидах или велосипедах, оснащенных планетарной втулкой. Особенности крепления: хорошо держит колесо в крайнем нижнем положении даже при недостаточной затяжке гаек или эксцентрика. Если оно устанавливается в промежуточное положение, необходимо затягивать как как можно сильнее.

Второй тип – вертикальные крепления. Они используются на скоростных велосипедах с системой переключения передач. Не позволяют менять положение колеса и, соответственно, натяжение цепи. Эту работу берет на себя специальное устройство – натяжитель, расположенный у кассеты.

Крепление на маунти-байке


Крепление колеса на маунти-байке

Такая система регулировки натяжения гораздо надежней и удобнее, чем изменение положения колеса. Что касается односкоростных моделей, цепь на них надо менять, когда ее длина уже превысила максимальный износ. Перенос колеса дальше от каретки – выход кратковременный.

По типу изготовления крепления делятся на кованые и штампованные.

Существуют еще и съемные держатели, закрепляемые болтами на концы рамы. Их разновидность – петухи, удерживают задние переключатели. Особенности: выполнен из алюминиевого сплава. Петух может легко деформироваться при ударах. Благодаря тому, что он крепится отдельно, заменить его просто и ненакладно.

Стандарты расстояний под втулки

Большое значение имеет расстояние между дропаутами при установке новой колесной втулки. Для обеспечения правильного положения колеса необходимо:

  • соответствие ширины перьев и внутренних гаек втулки;
  • свободная резьба с внешней стороны для гайковой затяжки;
  • на qr (эксцентриковый зажим) регулировочная гайка должна плотно прилегать к дропауту, полный ход рычага.

Короткая ось не поместится в крепление, либо затяжка будет неплотной. То же касается случая, когда ось (особенно qr) будет длиннее расстояния между концами рамы. Колесо будет совершать колебательные движения.

Стандарты расстояний под задние втулки велосипедов:

  • 110 мм – односкоростные модели;
  • 114 мм – для втулок с 3 – 4 передачами;
  • 120 мм – для велосипедов с фиксированной передачей;
  • 126 и 130 – на шоссейном велосипеде;
  • 135 мм – распространенный стандарт для МТБ и некоторых шоссейных моделей;
  • 150 мм – для байков экстремальной направленности (Downhill, Freeride).

Подгонка размеров втулок, превышающих ширину между перьями, достигается за счет дополнительных проставок. Однако под qr не стоит этого делать, также нельзя разводить крепления в стороны. Это чревато повреждениями лапок.

Задняя втулка


Задняя втулка с эксцентриком

Длина зазора между дропаутами замеряется между их внутренними поверхностями, по нижним концам, строго в горизонтальной плоскости. Почему? Вышеперечисленные стандарты соответствуют расстояниям между контрагайками, которые должны строго прилегать к дропаутам.

измерение зазоров


Правильное измерение зазоров между дропаутами

Стандарты расстояний для передних вилок:

  • 9 Х 100 мм – ходовой размер для большинства велосипедов с гайковым или эксцентриковым закреплением колеса;
  • 15 Х 110 мм – для кросс-кантри велосипеда с qr-зажимом;
  • 20 Х 110 мм – передние втулки для экстрим-велосипеда (эксцентрики и болты);
  • огромный размер, используемый на фэт-велосипеде.

Измерение расстояний проводится аналогично, дропауты и контрагайки втулки должны полностью притираться.

Что такое усилители и для чего они используются

Усилители дропаутов – специальные детали, которые устанавливаются на велосипедах с дополнительным приводом, например, мотор-колесо. Крепежные ушки рассчитаны только на скорость вращения колеса, которая создается на обычных велосипедных скоростях.

Нагрузки, создаваемые мотором, сильно воздействуют на дропаут, в результате чего он разгибается, а ось втулки прокручивается из-за образовавшегося зазора. Такое свободное движение оси способствует потере крутящего момента, ухудшению динамики и выходу из строя колеса и двигателя.

Усилитель представляет собой металлическую накладку, надеваемую поверх крепления колеса. Замкнутая полость исключает возникновение пробоя дропаута осью на высоких скоростях, т.е. ограничивает ее подвижность в радиальных направлениях. Благодаря этому, достигается равномерное распределение крутящего момента двигателя.

Требования к усилителям дропаутов:

  • прочный и качественный материал;
  • компактность;
  • точное прилегание к оси втулки;
  • надежное закрепление по краям рамы.

В продаже можно встретить усилители и для переднего и заднего колеса. Они могут отличаться размерами и шириной полости. Подбирать детали усилителей необходимо с учетом привода (переднее или заднее колесо подключено к мотору), а также моделей втулок.

Дропауты – это важные составляющие, которые определяют целостность велосипеда в целом. При активной эксплуатации байка им важно уделять внимание: избегать неравномерных перетяжек, правильно подбирать втулки в соответствии с действующими стандартами и обеспечить защиту при подключении дополнительного привода.

Несмотря на кажущуюся простоту, велосипедная рама состоит из нескольких элементов, каждый из которых позволяет сохранить целостность велосипеда и удерживать оба колеса в нужном положении, избегая их колебаний и выпадения. Одним из таких элементов является дропаут велосипеда. Что это за деталь и для чего она нужна?

дроупат

Слово «дропаут» достаточно непривычное и многим велосипедистам даже незнакомое. Оказывается, так называются те самые «ушки» для колес, которые надежно удерживают их, препятствуя колебанию. Говоря о том, что такое дропаут велосипеда, можно сказать, что разновидность наконечника пера вилки – это и есть так называемый подвесной кронштейн, благодаря которому можно снять колесо, не ослабляя цепь.

Виды дропаутов

горизонтальный дроупат

  • Горизонтальные. Предназначены для задних колес. Запас длины позволяет менять положение заднего колеса и проводить любые манипуляции с цепью, не снимая его. Рама с горизонтальными дропаутами характерна для синглсплидов или моделей с втулкой планетарного типа. Они надежно фиксируют колесо даже при незначительном затягивании гайки либо эксцентрика.
  • Вертикальные. Чаще встречаются на многоскоростных велосипедах. В отличие от горизонтальных, эти крепления не позволяют регулировать степень натяжения цепи. За это отвечает специальный натяжитель.

Встречаются также и съемные держатели, которые крепятся с помощью болтов на концы рамы. Их изготавливают из легкого сплава, который не отличается высокой прочностью, но в то же время легко поддается замене.

Стандартное расстояние между дропаутами

расстояние между дроупатами

  • 11 см – для односкоростных моделей;
  • 11,4 см – для байков с 3-4 скоростными режимами;
  • 12 см – для моделей с фиксированной передачей;
  • 12,6 и 13,0 см – для шоссейных великов;
  • дропауты 135 мм – для МТБ и некоторых «шоссейников»;
  • 15,0 см – для экстрим-моделей.

Расстояние между кронштейнами замеряется непосредственно по их внутренним поверхностям и нижним концам. Замер осуществляется исключительно в горизонтальной плоскости, поскольку все вышеуказанные расстояния соответствуют зазорам между контргайками, которые должны максимально плотно прилегать к креплениям в соответствии с требованиями безопасности. В противном случае это приводит к чрезмерной натяжке, что негативно отражается на велосипедном каркасе и его целостности.

Стандартные расстояния для передних вилок:

  • 9х100 мм – большинство моделей велосипедов;
  • 15х110 мм – для кросс-кантри с qr-зажимом;
  • 20х110 мм – для экстремальных моделей.

Измерение осуществляется тем же образом: дропауты и контргайки должны плотно притираться.

Усилители дропаутов

Это специальные детали для велосипедов с дополнительной мощностью (например, мотор-колесо или электро-байки). Обычные подвесные кронштейны рассчитаны исключительно на скорость вращения колеса, то есть на стандартную нагрузку. А при ее увеличении подвесной кронштейн начинает разгибаться, что приводит к образованию зазора, из-за которого начинает прокручиваться колесо и неравномерно распределяться крутящий момент.

Чтобы максимально обезопасить себя и уберечь раму велосипеда, устанавливают специальные усилители. Они предотвращают прокручивание мотор-колеса в вилке, разрушение последней и выпадение колеса из нее. Усилители помогают сохранить целостность не только велосипедного каркаса и электрооборудования, но и уберечь велосипедиста от падений. Подбирать усилитель следует ориентируясь по приводу и моделям втулок.

Некоторые велосипедисты пытаются хоть немного расширить дропауты. Делать это самостоятельно не стоит – все-таки для такой работы нужен соответствующий опыт и практика. Но вариант все-таки есть (хоть и является кустарным методом):

  1. Купить в магазине стройматериалов шпильку на 10 мм. Если же родная ось тоньше, то нужно покупать шпильку и 4 гайки меньшего диаметра.
  2. Вставить шпильку вместо втулки и аккуратно разжимать на пару миллиметров больше исходного размера.
  3. Отпустить и проверить результат.
  4. Следующий заход: + еще несколько миллиметров к прежнему результату. И так до тех пор, пока не будет достигнута цель.

В конце нужно обязательно проверить параллельность подвесных кронштейнов плоскости рамы и ровность «петуха» и немного подогнуть (это можно сделать той же шпилькой с гайками).

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод: дропауты – важные элементы велосипедной рамы, которые сохраняют целостность непосредственно всей конструкции велосипедного каркаса. При регулярной и динамичной езде важно время от времени обращать внимание на крепежные элементы.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Просматривая предложения велосипедов и рам, заметил, что большинство производителей рам под 29 или 27.5 перешло на различные стандарты осей, но иногда встречаются рамы с QR. В этом году я испытал некоторый дискомфорт с QR под 27.5. После перехода на ось стало спокойнее.
Насколько стоит заморачиваться на стандарте задней втулки у рамы? Не зря же производители перешли на оси при увеличении размера колеса. Конечно, в крайнем случае можно переделать QR под ось 10мм, но не сильно хочется возиться.

meinherzbrennt

Конечно, в крайнем случае можно переделать QR под ось 10мм, но не сильно хочется возиться.

c чем возиться ?
ставишь втулку 135 мм под QR 9 мм в дропаут 10 мм , в чём проблема вообще ?

Конечно, в крайнем случае можно переделать QR под ось 10мм, но не сильно хочется возиться.

c чем возиться ?
ставишь втулку 135 мм под QR 9 мм в дропаут 10 мм , в чём проблема вообще ?

я про разные варианты дропов на раме. Почему перешли от QR к осям, Х-12 например, в КК.

Green_man 8

Конечно, в крайнем случае можно переделать QR под ось 10мм, но не сильно хочется возиться.

c чем возиться ?
ставишь втулку 135 мм под QR 9 мм в дропаут 10 мм , в чём проблема вообще ?

я про разные варианты дропов на раме. Почему перешли от QR к осям, Х-12 например, в КК.

ну кк разное бывает :)

Monstro

Просматривая предложения велосипедов и рам, заметил, что большинство производителей рам под 29 или 27.5 перешло на различные стандарты осей, но иногда встречаются рамы с QR. В этом году я испытал некоторый дискомфорт с QR под 27.5. После перехода на ось стало спокойнее.
Насколько стоит заморачиваться на стандарте задней втулки у рамы? Не зря же производители перешли на оси при увеличении размера колеса. Конечно, в крайнем случае можно переделать QR под ось 10мм, но не сильно хочется возиться.

Производители перешли на новые стандарты, чтобы впуливать это дело лохам.

Просматривая предложения велосипедов и рам, заметил, что большинство производителей рам под 29 или 27.5 перешло на различные стандарты осей, но иногда встречаются рамы с QR. В этом году я испытал некоторый дискомфорт с QR под 27.5. После перехода на ось стало спокойнее.
Насколько стоит заморачиваться на стандарте задней втулки у рамы? Не зря же производители перешли на оси при увеличении размера колеса. Конечно, в крайнем случае можно переделать QR под ось 10мм, но не сильно хочется возиться.

Производители перешли на новые стандарты, чтобы впуливать это дело лохам.

Таким образом qr и х-12 влияют на перья одинаково и qr не разобьет посадочные места при нагрузках?

Monstro

Если рама нормальная - все будет хорошо и с QR.
И пример тому - куча ДХ-рам с эксцентриком, если уж на ДХ-раме все ок, то за говнокантре это ваше, точно можно не переживать.

Zyfix

+1 к Monstro.

Если есть еще сомнения, то еще один довод. Лично мне только один раз попалась задняя втулка под ось именно под 135х10мм (под болты). Остальные были хоть и заявлены 135х10 (под болты), но были по факту с осью 135х9.5мм в диаметре (уже не так велика разница по сравнению с 9мм QR), только что цельные, в отличие от КК-втулок. У вертыкальныя драпаўты на рамах звычайна і 9мм, і 10мм усталеўваецца без праблем і дапрацовак напільнікам.

Ну а 12мм оси и дропауты раньше только в экстрим-рамах и встречались. Неужели счас и в КК стали (не в теме)?

+1 к Monstro.

Если есть еще сомнения, то еще один довод. Лично мне только один раз попалась задняя втулка под ось именно под 135х10мм (под болты). Остальные были хоть и заявлены 135х10 (под болты), но были по факту с осью 135х9.5мм в диаметре (уже не так велика разница по сравнению с 9мм QR), только что цельные, в отличие от КК-втулок. У вертыкальныя драпаўты на рамах звычайна і 9мм, і 10мм усталеўваецца без праблем і дапрацовак напільнікам.

Ну а 12мм оси и дропауты раньше только в экстрим-рамах и встречались. Неужели счас и в КК стали (не в теме)?

Да почти все поголовно х-12. Сам не в теме. Решил байк поменять, а тут столько новых стандартов придумали. Я не понимаю, чем они лучше и для чего их вводили. Не хочется купить байк с уже фактически мертвым стандартом. 142х12 колеса, ось и все дела - это сейчас, я так понимаю, последний писк.

meinherzbrennt

+1 к Monstro.

Если есть еще сомнения, то еще один довод. Лично мне только один раз попалась задняя втулка под ось именно под 135х10мм (под болты). Остальные были хоть и заявлены 135х10 (под болты), но были по факту с осью 135х9.5мм в диаметре (уже не так велика разница по сравнению с 9мм QR), только что цельные, в отличие от КК-втулок. У вертыкальныя драпаўты на рамах звычайна і 9мм, і 10мм усталеўваецца без праблем і дапрацовак напільнікам.

Ну а 12мм оси и дропауты раньше только в экстрим-рамах и встречались. Неужели счас и в КК стали (не в теме)?

Да почти все поголовно х-12. Сам не в теме. Решил байк поменять, а тут столько новых стандартов придумали. Я не понимаю, чем они лучше и для чего их вводили. Не хочется купить байк с уже фактически мертвым стандартом. 142х12 колеса, ось и все дела - это сейчас, я так понимаю, последний писк.

c треком осторожнее а так всё норм

+1 к Monstro.

Если есть еще сомнения, то еще один довод. Лично мне только один раз попалась задняя втулка под ось именно под 135х10мм (под болты). Остальные были хоть и заявлены 135х10 (под болты), но были по факту с осью 135х9.5мм в диаметре (уже не так велика разница по сравнению с 9мм QR), только что цельные, в отличие от КК-втулок. У вертыкальныя драпаўты на рамах звычайна і 9мм, і 10мм усталеўваецца без праблем і дапрацовак напільнікам.

Ну а 12мм оси и дропауты раньше только в экстрим-рамах и встречались. Неужели счас и в КК стали (не в теме)?

Да почти все поголовно х-12. Сам не в теме. Решил байк поменять, а тут столько новых стандартов придумали. Я не понимаю, чем они лучше и для чего их вводили. Не хочется купить байк с уже фактически мертвым стандартом. 142х12 колеса, ось и все дела - это сейчас, я так понимаю, последний писк.

Читайте также: