Жукова м в компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации

Обновлено: 03.07.2024

Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческой аддикции, как компьютерная зависимость.

В сложившихся условиях особого внимания заслуживают проблемы аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т.к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Темпы распространения интернет-зависимости среди подростков ставят под угрозу не только их психологическое и физическое здоровье, но и их будущее. Проблема интернет-аддикции занимает сегодня одну из наиболее заметных областей, как в исследовательской, так и в терапевтической психологии. Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т.д.) жизнь человека. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь.

ВложениеРазмер
addikciya.docx 22.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная, творческая жизнь человека. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности человека. Трудно представить себе человека претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.

Широкое распространение компьютерных технологий, прочно вошедших в профессиональную деятельность и частную жизнь современных людей, способствовало возникновению такого нового вида поведенческой аддикции, как компьютерная зависимость.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Рассматривая исторические корни понятия аддикт, мы видим, что лат. addictus – это тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти.

Современное состояние дел таково, что если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер наравне с занятиями спортом, прогулками, общением с друзьями.

Современную социально-психологическую ситуацию в России, по мнению О.Б. Симатовой, можно охарактеризовать как кризисную. «Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично и бессистемно. Многие наши современники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. Следствием такого психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения, носящих саморазрушающий характер.

Самым распространенным типом девиантного поведения в России (а по утверждению ряда исследователей – и во всем мире) является аддиктивное (зависимое) поведение , сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.» [

Активное развитие новых технологий массовой коммуникации в последние несколько лет породило возникновение новых типов психических расстройств, связанных с интенсивным рекламным воздействием в прессе и в телевизионных передачах, с нарастающим использованием электронной почты, Интернет, сотовой связи и других технологий связи в общении людей. Одним из наиболее дискутируемых в психологии и психиатрии последствий нарастающей информатизации общества является Интернет-зависимое расстройство (Интернет-зависимость).

Психологические признаки интернет-зависимости:

  1. ютимия (несколько повышенное настроение) во время использования интернета;
  2. неудержимое влечение к выходу в интернет;
  3. увеличение количества времени нахождения в интернете;
  4. трудности прекратить сеанс связи;
  5. нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
  6. потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям;
  7. безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в производственной деятельности.

В сложившихся условиях особого внимания заслуживают проблемы аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т.к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Темпы распространения интернет-зависимости среди подростков ставят под угрозу не только их психологическое и физическое здоровье, но и их будущее.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

В наше время в жизни подростка общение с компьютером становиться лидирующим. И поселок Анопино не исключение. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается – у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника, в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста.

При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки. Компьютер приобретает характер сверх ценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением. Существенно то, что ролевые игры в детском возрасте являются частью познавательной деятельности человека. Игра типична для этого возраста и через нее подростки бессознательно удовлетворяют потребность в познании окружающего мира. Обнаружены и экспериментально подтверждены негативные изменения поведения у подростков увлекающихся компьютерными играми, несмотря на то, страдают они компьютерной зависимостью или нет.

Таким образом, интернет-аддикция, как и любой тип зависимости, ведет к деградации личности подростка , потере собственного «Я», ухудшению психологического состояния, возникновению агрессии, замкнутости.

Общие рекомендации по профилактике компьютерной зависимости подростков:

  1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
  2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.
  3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах.
  4. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
  5. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
  1. делайте акцент на применении компьютера в своей работе;
  2. используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
  1. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание для ухода в виртуальный мир.
  2. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
  3. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.

Более подробная информация по данной проблематике будет размещена на школьном сайте.


В настоящее время увеличивается количество подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, а так же играть в компьютерные игры. Несмотря на положительные стороны компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого процесса, которые влияют на социально — психологическое здоровье подростков. Негативным явлением данного процесса является компьютерная зависимость. специалисты классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Проблемой компьютерной зависимости, занимались такие ученые, как К.Янг, И.Голдберг, Д.Гринфилд, Д.Хоффман, Т.Новак, А. Е. Жичкина, В. А. Лоскутова, О. Н. Арестова, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, Д. Гроссман, М. С. Иванов, М. Лорд, К. Рое, С. А. Шапкин, и др.

Аддиктивное поведение — это форма отклоняюшегося поведения, с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций [1, с.9].

Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют следующие общие признаки аддиктивного поведения.

Во-первых, зависимое поведение определяется устойчивым стремлением личности к изменению психофизического состояния. Любой обьект зависимости, будь то алкоголь, наркотик или игра, позволяет аддикту испытывать значимые для него переживания, к которым он стремиться, но не может достичь самостоятельно. Круг этих психоэмоциональных состояний чрезвычайно широк: от умиротворяющего спокойствия и прилива энергии до оргастических и экстремальных переживаний.

Во- вторых, формирование аддикции сопровождается снижением контроля личности над влечением к объекту зависимости. Данное влечение переживается подростком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, не насыщаемое. Внешне это выглядит как борьба с самим собой, а чаще — как утрата самоконтроля, сначала над своим поведением, а затем и своей жизнью.

В-третьих, аддиктивное поведение появляется не внезапно, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Аддикция имеет начало, индивидуальное течение и исход.

Длительность и характер протекания стадий формирования аддикции зависят от особенностей объекта и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интелекта, способности к сублимации).

Следующей особенностью зависимого поведения является — цикличность. Фазы одного цикла можно описать следующим образом:

- Наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

- Усиление желания и напряжения;

- Ожидание и активный поиск объекта аддикции;

- Получение объекта и достижение специфических переживаний;

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Аддиктивное поведение вызывает изменения личности и социальную дезадаптацию. Появляются типичные социально-психологические изменения, которые сопровождают формирование аддикции. Важнейшее значение имеет формирование аддиктивной установки — совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих осовенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни. [2, с.117]

Одной из форм аддиктивного поведения является компьютерная зависимость. Термин «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г.

Компьютерная зависимость относится к одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется желанием уйти от обыденности, повседневности путем изменения собственного эмоционально-психического настроения.

Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [3, с. 14].

Больше всего подвержены к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

Под влиянием компьютерных игр у ребенка часто даже в раннем возрасте сформируется аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности путем изменения своего психического состояния. Происходит процесс, в процессе которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм.

Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей.

М. И. Иванов, разделил игры на два класса — на ролевые и неролевые, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Ролевые компьютерные игры: их главное качество — максимальное воздействие на играющего, личное «вхождение» в игру [4, с.10].

- Игры от первого лица.

Такие игры отличаются максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главной особенностью является то что вид от первого лица, дает участнику видимое сращение с компьютерным героем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности.

- Игры от третьего лица.

Данные игры отличаются минимальным «врастанием» в персонаж. Игрок видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица.

Особенностью этих игр Является то, что игроку предоставляется право управлять деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением.

Неролевые компьютерные игры: основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения или набора большего количества баллов [4, с.12].

Больше всех к компьютерной зависимости склонны дети, котрые имеют конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры.

При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление повышенной агрессивности и асоциального поведения.

Большинство компьютерных игр показывают подросткам насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.

В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У подростков возникает эмоциональная холодность, замкнутость, они не способны сопереживать, контролировать свои поступки, возникает психологический инфантилизм (не умение брать на себя ответственность).

Таким образом было рассмотрено что представляет собой аддиктивное поведение и компьютерная зависимость. Существует в настоящее время большое количество компьютерных игр, которые привлекают множество подростков. Ролевые игры позволяют войти в игру, стать ее полноценным участником, уйти таким образом от реальности настоящей и обрести другую, которая может дать им новые силы и принести новые эмоции. Поэтому ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека и вызывают постепенное привыкание.

1. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации / О. К. Тихомиров — Киев, 2010. — 245с.

2. Психология зависимости: Хрестоматия/ Сост. к.В.Сельченок. — Мн.: Харвест, 2008. — 592 с. ISBN 985–433–825–8 985–13–0033–0 5–17–001913–0

3. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / Психол. журн. — 2003. -- Т. 24, № 2. — с. 41- 47.

4. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / М. Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. — 2001. — Т. 9, вып. № 1. — с. 15–21.

Зависимость от компьютерных игр отличается от зависимости, которую вызывает употребление психоактивных веществ вроде алкоголя и героина.

При этом пристрастие к компьютерным играм может вызвать другую форму зависимости — поведенческую. Это состояние не такое разрушительное, как наркотическая зависимость. Но если его не контролировать, тоже вполне может испортить человеку жизнь.

В чем сходство и различие между наркотической и игровой зависимостями

Специалисты по поведению считают, что вызвать привыкание может абсолютно любая вещь или занятие, стимулирующее мозг, то есть вызывающее приятные переживания. Любую привычку можно контролировать, а при желании и совсем от нее избавиться.

Что такое зависимость — бюллетень Американской психиатрической ассоциации

Но когда человек больше не может обходиться без стимуляции и начинает стремиться к ней в ущерб другим занятиям, начинается хроническая болезнь мозга под названием зависимость.

Судя по наблюдениям нейробиологов, зависимость способны вызывать не только психоактивные препараты, но и игры. Как только зависимый от компьютерных игр человек садится за монитор, у него активируются участки мозга, отвечающие за удовольствие и поддержание этого поведения. При мысли о веществах у зависимых от наркотиков людей активируются те же самые области мозга.

Зависимость от интернет-игр: современные перспективы — журнал «Психологические исследования и управление поведением»

И компьютерные игры, и употребление психоактивных веществ радуют и могут так затянуть, что на другие занятия не останется ни времени, ни сил, ни желания. Жертвы обеих зависимостей обычно прекрасно понимают, что удовлетворение желания приведет к серьезным проблемам вроде утраты работы и семьи, но остановиться все равно не могут.

Тем не менее между зависимостью от игр и психоактивных веществ есть серьезная разница. В отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерные игры не ядовиты. Если психоактивные вещества вредят физическому здоровью напрямую, постепенно разрушая печень, мозг и другие внутренние органы, то игры могут навредить разве что косвенно — например, подталкивая человека вести малополезный сидячий образ жизни.

Кроме того, при чрезмерном увлечении компьютерными играми риск появления проблем очень зависит от контекста. Судьбы двух людей, которые играют по 14 часов в день, могут сложиться совершенно иначе: один может встретить в онлайн-игре любовь всей своей жизни или найти отличную работу, а второй в итоге потеряет и то и другое.

Зависимость от алкоголя и наркотиков с контекстом почти не связана. В случае зависимости от психоактивных веществ люди разного достатка, образования и характера страдают примерно одинаково.

Учитывая эти обстоятельства, Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в раздел поведенческих расстройств. Это состояние впервые появилось в обновленной Международной классификации болезней 11-го пересмотра . С точки зрения обновленного справочника это болезнь, которую нужно лечить.

Правда, в МКБ 10-го пересмотра, который действует сейчас в России, этого расстройства не существует. Это значит, что пока диагноз «игровое расстройство» в нашей стране не могут поставить официально.

Помимо зависимости от игры, в разделе поведенческих расстройств есть похожее поведенческое расстройство — игромания, или зависимость от азартных игр. Это состояние считается более опасным, потому что, в отличие от игрового расстройства, грозит еще и разорением.

Правда, из Международной классификации болезней непонятно, в какую группу отнести человека, который подсел на компьютерную игру, где можно покупать игровые вещи на реальные деньги: такие игры построены по системе монетизации free-to-play . В отличие от обычной игровой зависимости, такое поведение тоже угрожает не только отношениям с окружающими, но и кошельку.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Сколько людей страдает игровым расстройством

Назвать точную цифру сложно. Увлеченность играми в разных странах заметно отличается, а еще специалисты пользуются разными критериями постановки диагноза. Из-за этого разброс очень большой.

Авторы крупного исследования проанализировали 160 научных работ, посвященным игровому расстройству, в которых использовали 35 различных методов диагностики, и пришли к выводу, что среди обычных людей зависимостью от игр страдает от 0,2 до 57,5% населения.

Чтобы сказать точнее, нужно больше качественных исследований. Пока мы даже не знаем наверняка, кто больше склонен к игровому расстройству: мужчины или женщины, подростки, взрослые или пожилые, и есть ли у этого состояния наследственная предрасположенность. Пока считается, что больше всего склонны к игровой зависимости подростки мужского пола азиатского происхождения.

Как понять, что у человека игровое расстройство

Перечислим критерии ВОЗ, согласно которым человек страдает игровым расстройством.

Не может контролировать игру. Зависимый от игры не способен выбирать, сколько раз в день ему играть, как долго и когда заканчивать игру. Он просто играет сколько получится.

Для него игра всегда в приоритете. Хотя зависимый от игры человек может говорить иначе, на практике играть ему важнее, чем учиться, строить карьеру, общаться с семьей или с друзьями офлайн. Причем со временем игра становится все важнее и важнее. То есть если раньше человек просто мог предпочесть игру встрече с друзьями, то однажды забудет встать из-за компьютера вовремя и опоздает в загс на собственную свадьбу.

Играет несмотря на проблемы. Если зависимого от игры человека отчислили с учебы, уволили с работы или от него ушел супруг, он может начать играть даже больше, чем до этого. Теперь игра уже не просто хобби, а способ забыться.

Играет уже долго. Чтобы поставить диагноз, зависимость должна длиться как минимум 12 месяцев, но этот критерий не строгий. Даже если проблемы длятся всего полгода, человек все равно нуждается в помощи.

Специалисты из Американской психиатрической ассоциации добавляют, что зависимые от игр люди оживляются, когда думают о предстоящей игре, а при отказе от игр становятся раздражительными, беспокойными и грустными. А еще они склонны обманывать врачей и членов семьи, преуменьшая время, которое провели за компьютерной игрой.

Можно ли помочь человеку, который страдает от игровой зависимости

Если человек не признает проблему, помочь ему вряд ли получится. Помочь можно только тому, кто понимает, что из-за игр у него серьезные проблемы, и кто хотел бы как минимум уменьшить количество часов, проведенных за игрой.

Как развивается компьютерная зависимость

В возрасте 9—11 лет , то есть примерно в 2000—2002 году , я очень увлекался компьютерными играми. В основном Counter-Strike 1.6 . Доходило до того, что брал деньги у родителей под предлогом школьных расходов, а сам проигрывал их в игровом клубе.

Началось все с того, что друзья предложили сходить в компьютерный клуб поиграть. Своих компьютеров тогда почти ни у кого не было. В то время игровые клубы появились почти в каждом районе, и игры быстро вошли в моду. Это неудивительно: мы жили не в самом благополучном районе, родители большинства ребят пропадали на работе, и игры казались хорошей отдушиной.

Компьютерные клубы открывались в полдень, как раз когда у школьников заканчивались уроки. Школу я не прогуливал, но все свободное время проводил там. Получается, что я играл примерно по 6—8 часов в день.

Родители понимали, что это превращается в проблему, и даже задумывались о том, чтобы оплатить услуги психолога. Но в моем случае обошлось без этого. Помогла музыка. В школе открылся бесплатный музыкальный кружок, набирали всех желающих играть на народных инструментах. Родители решили отдать меня туда. Со мной занимались многие одноклассники, так что постепенно у меня сменились интересы. А потом мы еще и начали гастролировать по Крыму с музыкальным ансамблем, так что времени на игры просто не осталось.

Страсть к игре прошла так же плавно и постепенно, как и началась — просто постепенно я начал проводить в клубе все меньше и меньше времени. Сколько времени заняло избавление от зависимости, я точно не помню, все-таки тогда я был очень молодым. Но отказ был безболезненным, это я помню точно.

Прямо сейчас зависимости от игры у меня нет. Могу поиграть пару часов три дня в неделю, если возникнет желание, могу забросить игры на пару лет. А в Counter-Strike 1.6 иногда играю до сих пор.

Сегодня большинство специалистов считают, что лечить игровую зависимость нужно так же , как и другое поведенческое расстройство, связанное с зависимостью от азартных игр.

Если человек несовершеннолетний, ему особенно важна помощь и поддержка семьи, которая поможет найти другой способ себя реализовать. При этом зависимым людям и членам их семьи может потребоваться помощь психотерапевта.

Клинический психолог или психиатр поможет разобраться, почему у человека возникло столь сильное желание играть, и подскажет, как разобраться с жизненными неурядицами, которые могли усилить это желание.

Затем специалист научит человека контролировать свои мысли и побуждения, связанные с игрой. Сказать, сколько времени потребуется, чтобы научиться самоконтролю, сложно. Но, как правило, люди, у которых зависимость началась недавно, выздоравливают быстрее тех, кто страдает давно.

В случае необходимости — например, если человек очень подавлен и страдает из-за утрат, связанных с зависимостью, — специалист может назначить лекарства. Например, антидепрессанты.

Подростка, обратившегося к нам на приём, беспокоило, то что его друзья, увлекаются играми и Интернетом до такой степени, что забывают о пище, учёбе и остальном мире. Зато они в курсе всех игровых новинок и, в отличие от него, в идеале знают отличия тех или иных игровых жанров и владеют обширным компьютерным жаргоном.

Так что это — простое хобби или… зависимость от компьютера?!

Этот вопрос в последнее время звучит всё чаще и чаще не только от подростков, но и от их родителей.

Симптомы зависимости

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких — нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, — тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так.

В отличие, от действительно зависимых людей, у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать.

Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек — прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • человек предпочитает есть перед монитором;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья:

1. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли, усталость,
  • бессонницу.

2. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.

3. Еще одна болезнь современных пользователей — туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.


В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые.

Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции.

В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.

Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики — нередко представители старшего поколения.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно «остывают» к сети и проводят там меньше времени.

Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов, а недавно там же пока мама «гуляла» по Интернету двое детей умерло с голоду.

Кибераддикция

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии «аддиктивной реализацией» называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход».Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG.

Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать, кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень!


Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

  1. Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.
  2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты» (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
  3. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.

  1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.
  2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх — доказать свое превосходство над компьютером.
  3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
  4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Лечить или не лечить?

То, что компьютерная зависимость существует — это факт. Другое дело — стоит ее лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость — временная. Рано или поздно у человека произойдет насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность.

Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работой. Но тогда стоит ли ждать насыщения?

Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.

Читайте также: